19 февраля 2020 г. в рамках проведения единого дня информирования проведены встречи в цехах с коллективом работников ОАО «Кричевцементношифер» и рассмотрены следующие вопросы:
1 . Транспортный комплекс Республики Беларусь: состояние и перспективы его развития.
Транспортный комплекс является важнейшим звеном экономикосоциальной инфраструктуры страны и призван своевременно и качественно обеспечивать потребности населения в перевозках и услугах, жизнедеятельность всех отраслей экономики и национальную безопасность государства. Транспортный комплекс объединяет следующие виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный, городской электрический и метрополитен. Кроме того, он включает транспортную инфраструктуру, к которой отнесены: транспортные коммуникации (автомобильные дороги, железнодорожные и водные пути сообщения, трубопроводные трассы, троллейбусные и трамвайные линии, линии метрополитена, транспортные и аэронавигационные системы); инженерные сооружения, обеспечивающие деятельность транспорта. Вопросы развития транспортного комплекса страны находятся в постоянном поле зрения Президента Республики Беларусь. Даже его признание «с давних времен автомобили - это мое хобби, я слежу за развитием этой отрасли» говорит о многом. Общаясь с водителями в канун II Европейских игр, А.Г. Лукашенко отметил, что «пора развивать и производство электромобилей и больше использовать на дорогах общественный электротранспорт».
Транспортный комплекс республики имеет исключительно важное значение в жизнеобеспечении ее многоотраслевой экономики и реализации социальной политики государства. «Дорога - это главное. Есть дорога, есть экономика - есть жизнь», - подчеркнул Президент во время встречи с представителями украинских СМИ в сентябре прошлого года. Общая характеристика транспортного комплекса Республики Беларусь Железнодорожный транспорт является одним из важнейших элементов транспортной системы Республики Беларусь. Белорусская железная дорога - это современная, хорошо развитая транспортная система, в состав которой входят шесть отделений: Минское, Барановичское, Брестское, Гомельское, Могилевское и Витебское. Эксплуатационная длина железнодорожных путей составляет 5,5 тыс. км. Вниманию выступающих: в ходе проведения единого дня информирования целесообразно приводить соответствующие сведения и примеры применительно к конкретному региону, территории, населенному пункту. В 2019 году железнодорожным транспортом перевезено 79,7 млн пассажиров, а также около 145,5 млн тонн грузов. Поездами городских линий воспользовались 4,0 млн человек, региональных экономкласса -61.4 млн человек, региональных бизнес-класса и межрегиональных -10.5 млн человек, международных - 3,8 млн человек. Справочно. Каждые сутки по Белорусской железной дороге курсирует более 1000 пассажирских поездов (международных, межрегиональных, региональных линий бизнес-класса, городских линий) и более 700 грузовых поездов. В настоящее время пассажирское железнодорожное сообщение охватывает более 2100 населенных пунктов республики. Грузовые операции на Белорусской железной дороге осуществляют 228 станций, имеется 6 предприятий по терминальной обработке грузов, 52 грузовых терминала. В рамках обновления подвижного состава в 2019 году дорогой приобретено 3 дизель-поезда, 2081 грузовой и 30 пассажирских вагонов. В текущем году запланировано приобретение 3 дизель-поездов, 477 грузовых и 34 пассажирских вагона. Подписано соглашение о поставке на дорогу до 2021 года 10 электропоездов межрегиональных линий серии ЭПМ. Также 2020 году будет продолжена работа по наращиванию объемов перевозок с максимальным использованием возможностей развития западного маршрута международного транспортного коридора «Север-Юг», контейнерных перевозок «Китай-Европа-Китай». Водный транспорт. Судоходство в Республике Беларусь осуществляется по внутренним водным путям на реках Днепр, Березина, Сож, Припять, Западная Двина, Неман, Днепровско-Бугском и Микашевичском каналах. Общая протяженность внутренних водных путей Республики Беларусь составляет 2067,4 км, в том числе с гарантированными глубинами - 1128,1 км. В Государственном судовом реестре Республики Беларусь зарегистрировано 835 судов, в том числе 28 пассажирских. За прошлый год водным транспортом перевезено 200 тыс. пассажиров, а также около 2,24 млн тонн грузов. В 2020 году основной упор будет сделан на работе по улучшению судоходных условий, развитию инфраструктуры и перевозок водным транспортом, в том числе в рамках договоренностей на Белорусско- Украинском форуме регионов в г. Житомире. Должна быть завершена работа по созданию Государственной администрации водного транспорта, что даст импульс для дальнейшей реализации намеченных планов по реформированию структуры управления организаций водного транспорта. Воздушный транспорт Беларуси - это комплекс организаций, которые занимаются перевозкой пассажиров и грузов по воздуху как в республике, так и за ее пределами. В сфере воздушного транспорта Республики Беларусь работают РУП «Национальная авиакомпания «Белавиа», ОАО «Авиакомпания «Гродно», РУП «Национальный аэропорт Минск», ОАО «Авиакомпания «Трансавиаэкспорт» РУП «Белаэронавигация», а также национальные организации негосударственной формы собственности. В стране действуют 6 международных аэропортов, 9 сертифицированных аэродромов. В Государственном реестре гражданских воздушных судов Республики Беларусь зарегистрировано более 300 воздушных судов. В 2019 году воздушным транспортом перевезено более 4 млн пассажиров, а также около 28,2 тыс. тонн грузов. Количество регулярных рейсов за 2019 год по сравнению с аналогичным периодом 2018 года увеличилось на 13,1%, чартерных рейсов - на 27,2%. Открыты новые регулярные рейсы в Таллин, Мюнхен, возобновлены полеты в аэропорт Шереметьево. В 2020 году продолжится реализация таких инвестиционных проектов, как строительство авиаремонтного завода на территории, прилегающей к территории Национального аэропорта «Минск», и реконструкция первой искусственной взлетно-посадочной полосы в Национальном аэропорту «Минск». Кроме того, перед Белорусской государственной академией авиации в текущем году стоит амбициозная задача - организовать подготовку летных специалистов на базе академии. Автомобильный транспорт занимает лидирующую позицию по объему перевозок пассажиров и грузов в транспортной системе Республики Беларусь. В 2019 году автомобильным транспортом перевезено 161,7 млн тонн грузов и 1 186,5 млн пассажиров. Удельный вес автомобильного транспорта в общем объеме перевозок грузов всеми видами транспорта (за исключением трубопроводного) за январь-ноябрь 2019 г. составил 52,5%.Удельный вес в общем объеме перевозок пассажиров всеми видами транспорта за тот же временной отрезок - 60,3%, городского электрического транспорта и метрополитена - 35,4%.Справочно.По данным управления ГАИ МВД Республики Беларусь, в структурных подразделениях Госавтоинспекции на 1 января 2020 г. зарегистрировано около 4,4 млн единиц авто-, мототехники и прицепов к ней (88,1% - в личном пользовании граждан, 11,9% - юридических лиц), в том числе около 3,7 млн автомобилей. В личном пользовании граждан находится 3,1 млн легковых автомобилей, 149 тыс. грузовиков и 11,6 тыс. автобусов. В ведении юридических лиц - 135 тыс. «легковушек», 262 тыс. грузовых автомобилей и более 32 тыс. автобусов. Состояние и перспективы развития автомобильного транспорта в Республике Беларусь Обеспечивая основные потребности городского и сельского населения в перемещениях, автомобильный транспорт общего пользования в совокупности с городским электрическим транспортом и метрополитеном обладает неоспоримой социальной значимостью. Справочно. В 2019 году для дальнейшего обеспечения доступности и высокого качества обслуживания пассажиров организациями транспорта общего пользования приобретено свыше 580 автобусов,38 троллейбусов, 50 электробусов, соответствующих высокому уровню комфортности и безопасности перевозок. Однако за последние 30 лет сложилась устойчивая динамика падения объема перевозок пассажиров и пассажирооборота, выполняемых транспортом общего пользования (автомобильным, городским электрическим транспортом и метрополитеном).Спрос на услуги по перевозкам пассажиров автомобильным, городским электрическим транспортом и метрополитеном во многом зависит от общей численности населения, численности занятого населения, численности населения проживающего в сельской местности, количества учащихся в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования, количества студентов учреждений высшего образования, числа граждан, использующих велосипед для осуществления поездок в трудовых и культурно-бытовых целях. Также одна из причин этой тенденции заключается в быстром наращивании парка легковых автомобилей в личной собственности граждан, что оказывает существенное влияние на транспортный баланс городских, пригородных и междугородных пассажирских перевозок. Расширение автомобильного парка страны (как общественного, так и личного) автоматически приводит к повышению спроса на моторное топливо. В этой связи представляет интерес динамика цен на него. В предыдущие годы цены на топливо на внутреннем рынке сдерживались, в результате чего нефтеперерабатывающие заводы (далее - НПЗ) были вынуждены нарастить кредитную задолженность, ухудшив финансовое состояние. Только в 2018 году было начато выравнивание ценовой ситуации на внутреннем рынке, которое постепенно позволило НПЗ выйти на эффективную работу. Справочно. Для Республики Беларусь, как для страны, не имеющей собственного углеводородного сырья в необходимом количестве, крайне важно обеспечить стабильную работу нефтеперерабатывающих заводов. В настоящее время белорусские НПЗ завершают масштабную модернизацию, которая направлена на повышение эффективность и работы нефтехимического комплекса страны и позволит вывести белорусские предприятия на один уровень с мировыми лидерами нефтепереработки. Это - инвестиции в будущее Республики Беларусь. В новых условиях хозяйствования корректировка цен на моторное топливо необходима для поддержания эффективной работы отечественных заводов. При этом важно отметить, что с учетом изменения рыночной конъюнктуры цены на нефтепродукты не только повышались, но и снижались. Решения об изменении цен производятся на основании комплексной оценки основных ценообразующих факторов - цены на закупаемую нефть, налоговой нагрузки, курса национальной валюты. И это далеко не все факторы, которые определяют экономику НПЗ. Наша стратегическая цель - сохранить энергетическую безопасность Беларуси. Добиться этого можно только при устойчивом развитии отечественной нефтепереработки. Отсутствие нефтеперерабатывающих мощностей в стране автоматически приводит к подорожанию топлива, поскольку цены и условия диктуют зарубежные поставщики. Под влиянием изменчивости мировых котировок цены на моторное топливо в соседних европейских странах были скорректированы на 2-7%. Индексировались и белорусские цены на моторное топливо, но они остаются на 30-40% ниже, чем на сопредельных европейских и украинском рынках. Таким образом реализуемая концерном стратегия ценообразования обеспечивает баланс интересов производителей и потребителей. Справочно. С 9 февраля 2020 г. стоимость топлива на автозаправочных станциях Республики Беларусь составляет (цена 1 л в бел. руб.): бензина АИ-92-К5-Евро -1,7, АИ-95-К5-Евро -1,8, АИ-98-К5-Евро - 2,02, ДТ-1,8.Для сравнения приводим цены на топливо в Беларуси и у соседей(информация по состоянию на 28.01.2020 г с сайта autotraveler.ru).Бензин АИ-95-К5-Евро (цена 1 л в евро): Беларусь - 0,76, Латвия -1,30, Литва -1,20, Эстония -1,35, Польша -1,15, Украина - 0,97, Россия -0,68.Дизельное топливо ДТ-К5-Евро (цена 1 л в евро): Беларусь - 0,76,Латвия - 1,24, Литва - 1,08, Эстония - 1,33, Польша - 1,20, Украина -0,96, Россия - 0,69.Белорусские НПЗ системно повышают эффективность и снижают затраты на производство за счет модернизации и реконструкции технологических объектов. Экономический эффект от реализации мероприятий по снижению затрат за 2019 год оценивается в 60 млн долл. США. За 2019 год цены на моторное топливо в республике в среднем были увеличены на 13%, в то время как мировая котировка нефти за указанный период выросла на 17%. В начале 2020 года котировки нефти продолжают увеличиваться, достигая в отдельные периоды 68 долл. США. При сложившемся уровне мировой котировки только в результате негативного влияния налогового маневра стоимость нефти для белорусских НПЗ по отношению к предыдущему году вырастет более чем на 20 долл. США на 1 тонну, что составляет 5% к уровню цены 2019 года. В указанных условиях в целях обеспечения стабильной работы белорусской нефтеперерабатывающей отрасли концерн «Белнефтехим» продолжает принятую стратегию поэтапного изменения цен на моторное топливо, которая пока остается самым оптимальным вариантом для соблюдения соотношения цены и качества продукции белорусской нефтепереработки и для защиты интересов автовладельцев. Выбранная стратегия позволяет смягчить влияние изменения цен на нефтепродукты как на экономику в целом, так и на каждого потребителя в частности. Возмещение затрат на перевозки пассажиров общественным транспортом Услуги городского пассажирского транспорта общего пользования являются социально значимыми и тарифы на эти услуги подлежат государственному ценовому регулированию. При этом часть затрат на оказание этих услуг субсидируется транспортным организациям из бюджета. Международный опыт подтверждает схожий подход к государственной поддержке транспортных организаций при оказании социально значимых услуг городского пассажирского транспорта общего пользования. Справочно. В соответствии с Законом Республики Беларусь от16 декабря 2019 г. No 269-З «О республиканском бюджете на 2020 год» расходы республиканского бюджета на транспорт составляют164 445 114,0 рублей, в том числе на автомобильный транспорт -6 819 560,0 рублей. Регулирование тарифов на перевозки пассажиров всеми видами городского транспорта и пригородным автомобильным транспортом в регулярном сообщении осуществляется облисполкомами и Минским горисполкомом по согласованию с Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь. В целях повышения окупаемости перевозок пассажиров и сокращения бюджетного финансирования в 2016-2019 годах поэтапно повышались тарифы на городские перевозки пассажиров и пригородные автомобильные перевозки пассажиров в соответствии с решениями Комиссии по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь. Справочно. В 2019 году тариф в среднем за год повысился на 5 коп. на проезд в городском пассажирском транспорте и составил 60 коп. - в областях,65 коп. - в г. Минске, в том числе 70 коп. - метрополитен; проезд в пригородном транспорте повысился на 1 коп. в областях и 2 коп. в г. Минске и составил в среднем 7 коп. за 1 км проезда. Планируется, что в 2020 году уровень возмещения населением затрат городским автомобильным транспортом составит не менее 80% в том числе в областях - не менее 90% и г. Минске - не менее 70%, а пригородным автомобильным транспортом - не менее 65%. Необходимо отметить, что достижение в 2020 году запланированного уровня возмещения возможно не только за счет повышения тарифов, но и принятия мер по оптимизации затрат, а также совершенствования существующей системы оплаты проезда. Примечателен в этом плане опыт г. Минска. Внедренная в столице автоматизированная система оплаты и контроля проезда обеспечивает положительный социальный эффект для города и его жителей. Основанная на современных технологиях, система является экономически привлекательной и удобной для пассажиров. Обеспечивается защита проездных документов от ксерокопирования и подделок. Совершенствуется существующая тарифная политика - созданы проездные документы на определенное количество поездок; определенные периоды времени в комбинациях с поездами городских линий; а также на 1, 2, 3, 90 суток (автобус- троллейбус-трамвай). Введена оплата с помощью транспортных тарифных единиц в автобусах, выполняющих пригородные автомобильные перевозки пассажиров в обычном регулярном сообщении. Пассажирам предоставляется возможность записывать на одну бесконтактную смарт-карту (далее - БСК) одновременно до шести видов проездных документов (в т. ч. пакеты транспортных тарифных единиц), выбирать проездные документы на определенные периоды времени с произвольной даты активации, не превышающей 30 суток с даты продажи. Повысилась эффективность контроля полноты оплаты проезда пассажирами. В настоящее время в столице планируется установить 4 терминала по продаже проездных документов. Решение о целесообразности приобретения и установки на главных (каркасных) улицах г. Минска терминалов будет принято по результатам апробации их работы. Проводится работа по созданию системы удаленного пополнения проездных документов через систему АИС «Расчет» (ЕРИП). В планах на 2020 год - создание функционала удаленного пополнения БСК-Минсктранс проездными документами посредством ЕРИП. Пассажиры смогут оплатить проездной документ через Интернет и пополнить БСК посредством удаленного устройства (для этого в настоящее время проводится работа по заключению договора на приобретение 164 таких устройств).Обеспечение доступности, высокого качества и безопасности автомобильных перевозок пассажиров С учетом ситуации, складывающейся на рынке автомобильных перевозок пассажиров, а также поступающих в государственные органы обращений Министерством транспорта и коммуникаций с участием государственных органов подготовлен и на уровне Совета Министров Республики Беларусь утвержден Комплексный план мер по наведению порядка в сфере автомобильных перевозок пассажиров. Указанным комплексным планом в 2020 году, в частности, предусматриваются к реализации следующие мероприятия: проработка во взаимодействии с бизнес-сообществом вопроса введения лицензирования деятельности в области автомобильного транспорта при выполнении перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, в том числе при перевозках автомобилями-такси; проработка вопроса об установлении обязанности по использованию тахографов при выполнении внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров; внесение изменений в нормативные правовые акты по вопросам проведения конкурсов на право выполнения автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении с учетом практики их применения.
Реализация указанных мероприятий позволит создать условия для устойчивого функционирования рынка автомобильных перевозок пассажиров. Особенности международных перевозок, совершенствование условий для реализации транзитного потенциала республики Международные автомобильные перевозки выполняются в соответствии с разрешениями на проезд по территории иностранных государств. Такие разрешения предусматриваются межправительственными соглашениями с иностранными государствами о международном автомобильном сообщении, которые относятся к международным договорам Республики Беларусь и являются обязательными для их соблюдения на ее территории. Такие соглашения заключены между Республикой Беларусь и 46 государствами. В соглашениях устанавливаются виды разрешений и определяются виды перевозок, для выполнения которых разрешение не требуется. Справочно. В 2019 году ратифицированы Соглашения о международных автомобильных перевозках с Китаем, Великобританией, Францией, а также внесены изменения и дополнения в Соглашения о международных автомобильных перевозках с Республикой Молдова, Кыргызской Республикой и Узбекистаном. По данным Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП», грузоперевозчики обеспечивают 98% валютных поступлений в объеме экспорта услуг автомобильного транспорта. Справочно. Ассоциация «БАМАП» создана в 1992 году по инициативе24 автотранспортных предприятий республики. В настоящее время она объединяет в своих рядах порядка 1000 автомобильных перевозчиков -членов «БАМАП», пользователей книжек международных дорожных перевозок (книжка международных дорожных перевозок (далее - МДП) -документ таможенного транзита, дающий право перевозить грузы через границы государств в опломбированных таможней кузовах автомобилей или контейнерах с упрощением таможенных процедур).С 1992 года Ассоциация входит в состав Международного союза автомобильного транспорта (Швейцария) на правах действительного члена и в соответствии с постановлением Совмина от 29.12.1998No 1996 выполняет функции гарантийного объединения на территории Республики Беларусь с предоставлением права выдачи книжек МДП. Минтранс делает все возможное для улучшения бизнес-среды в отношении белорусских грузоперевозчиков. В частности, активно участвует в различных мероприятиях с целью получения для перевозчиков большего числа разрешений, а в идеале - достижения без разрешительного принципа работы для них. 10Беларуси созданы все условия для комфортного прохождения границы, отмечают и иностранные перевозчики. По данным «БАМАП», всего в Беларуси зарегистрировано более 19 тыс. транспортных средств, способных осуществлять международные грузоперевозки (около 3 тыс. субъектов хозяйствования). Белорусские международные автомобильные перевозчики ежегодно, несмотря на изменяющуюся ситуацию на рынке услуг по международным перевозкам грузов, демонстрируют положительные тенденции по росту объемов перевозок грузов. Так, экспорт услуг по перевозкам грузов автомобильным транспортом за 2019 год составил порядка 1,4 млрд долл. США. При этом международные грузоперевозки автотранспортом занимают второе место в Беларуси в экспорте услуг, уступая лишь услугам в секторе IT. По данным Государственного таможенного комитета, в 2019 году отмечается рост числа оформлений грузовых автомобилей на границе (на 22,5 тыс. больше по сравнению с показателем 2018 года). Связано это, в том числе, с изменениями в работе пункта пропуска «Козловичи» (белорусско-польская граница). Справочно. Через грузовой комплекс «Козловичи» проходит практически четверть из более чем 2 млн транспортных средств, которые были оформлены в Беларуси. Увеличению потока грузовых автомобилей способствовало важное нововведение - принцип одного окна: таможня в пункте пропуска оформляет и товаросопроводительные документы, и паспорт водителя, предъявляющего их. Совершенствование логистической системы Одним из необходимых условий для наращивания транзитных перевозок и беспрепятственного транзита грузов является развитая логистическая система. В 2019 году продолжалась реализация мероприятий Республиканской программы развития логистической системы и транзитного потенциала на 2016-2020 годы. В настоящее время в Республике Беларусь функционирует 59 логистических центров, общая складская площадь которых составляет порядка 700 тыс. м2.Ежегодно увеличивается количество услуг, оказываемых логистическими операторами, что позволяет наращивать выручку от этого вида деятельности. Так, в 2019 году объем логистических услуг составил 291 млн руб., что на 31,2% больше запланированного. Справочно. В целях интеграции в глобальные логистические схемы товародвижения в Республике Беларусь созданы две особые экономические зоны - Китайско-Белорусский парк «Великий камень» и «Бремино-Орша». В настоящее время на территории Китайско-Белорусского индустриального парка с участием китайской корпорации «Чайна Мерчантс Групп» сдана в эксплуатацию первая очередь логистического центра, а в пос. Болбасово Оршанского района ООО «Бремино групп» реализуется инвестиционный проект по строительству мультимодального промышленно-логистического комплекса .В соответствии с Концепцией развития логистической системы Республики Беларусь, в 2020 году в области логистической деятельности планируется: обеспечить широкое внедрение цифровых технологий и усовершенствовать документооборот; рассмотреть возможность создания системы экономических преференций для развития инфраструктуры и повышения качества и комплексности предоставляемых услуг; усовершенствовать систему координации государственных органов-исполнителей Республиканской программы развития логистической системы и транзитного потенциала Состояние и перспективы развития дорожного хозяйства Республики Беларусь Роль автомобильных дорог в транспортной сети Беларуси По состоянию на 1 января 2019 г. в Беларуси протяженность сети автомобильных дорог общего пользования составляла 86 967 км (в том числе республиканских дорог - 15 929 км, местных дорог - 71 038 км). Практически все республиканские автомобильные дороги имеют усовершенствованное покрытие. Важнейшие республиканские автомобильные дороги называются магистральными дорогами. В Республике Беларусь таких дорог 13.Плотность дорожной сети общего пользования составляет 418 км на 1 тыс. км2 территории и является одной из самых высоких среди стран-участниц Содружества Независимых Государств. Учитывая выгодное географическое положение Республики Беларусь, территорию нашей страны пересекают 2 трансъевропейских транспортных коридора, определенных по международной классификации под номером II (Запад - Восток) и под номером IX (Север - Юг) с ответвлением IXB. Справочно. Трансъевропейский транспортный коридор II определен Европейским Союзом как высший приоритет в связи с важным значением проходящих по нему торговых потоков между Востоком и Западом. Трансъевропейский транспортный коридор IX, а также его ответвление 1ХВ, обеспечивают выход грузовладельцев из областей Восточной Украины и Центральной России к специализированным морским портам Клайпеды, Вентспилса и Калининграда. Особое внимание в Республике Беларусь уделяется состоянию дорожного покрытия, улучшению качественных показателей автомобильных дорог общего пользования. В этих целях в марте 2019 г. принята новая редакция Государственной программы по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2017 -¬2020 годы (далее - Государственная программа), которая определяет мероприятия по улучшению транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования в нашей стране. В первую очередь Государственной программой предусмотрены: реконструкция и возведение 415,9 км республиканских автомобильных дорог; модернизация не менее 555,9 км республиканских автодорог с целью повысить несущую способность их дорожного покрытия до 11,5 т на ось; увеличение скоростного режима на протяжении не менее 1 617 км дорог республиканского значения; ремонт и реконструкция не менее 7 тыс. км местных автодорог, в том числе выполнение текущего ремонта 6 384,7 км таких дорог, капитального ремонта 581,3 км дорог, реконструкции и строительства 34 км дорог. Финансирование Государственной программы оценивается более чем в 5 млрд 410 млн рублей, из которых на республиканские дороги приходится чуть более 4 млрд рублей, на местные - свыше 1,4 млрд. При этом не менее 10% средств будет направлено на содержание мостов и путепроводов. В целом, реализация Государственной программы позволит улучшить транспортно-эксплуатационное состояние республиканских и местных автомобильных дорог согласно требованиям технических нормативных правовых актов и требованиям по обеспечению безопасных условий для движения транспортных средств. Вместе с тем безопасность дорожного движения зависит не только от технических характеристик дорог, но и от соблюдения скоростного режима. На совещании по административной ответственности 16 декабря 2019 г. А.Г. Лукашенко обратил внимание на нарушения в сфере безопасности дорожного движения, в том числе зафиксированные с применением технических средств. В частности, белорусский лидер отметил, что «фотофиксация семь лет назад была введена для того, чтобы навести порядок на дороге, а не загнать всех поголовно водителей в разряд злостных нарушителей закона. Тем более что нередко нарушения обусловлены перегруженностью дорог, отсутствием достаточного количества парковочных мест и прочими объективными причинами». Во исполнение поступивших поручений по оптимизации работы системы фото-, видеофиксации нарушений было принято решение о повышении скоростного режима на 10 участках дорог, оснащенных датчиками контроля скорости (автомобильные дороги М-1/Е30 Брест- Минск-граница Российской Федерации, Р-28 Минск-Молодечно-Нарочь, Р-58 Минск-Калачи-Мядель и другие). Кроме того, пересмотрены критерии выбора мест установки мобильных датчиков контроля скорости. Справочно. В настоящее время в большинстве стран Европы ограничение скорости движения для легковых автомобилей на автомагистралях составляет от 120 до 130 км/ч. В Германии на автомагистралях 130 км/ч - это только рекомендуемая скорость. На практике более 50% автомагистралей в Германии ограничения скорости не имеют.
Платные автомобильные дороги Республики Беларусь. В Республике Беларусь функционирует национальная электронная система взимания платы за проезд по республиканским автомобильным дорогам. С 1 августа 2013 г. она введена в коммерческую эксплуатацию под торговой маркой BelToll. Справочно. В настоящее время общая протяженность сети платных дорог составляет 1 787 км. С 1 декабря 2019 г. сеть платных дорог расширена на 62 км по участкам дороги М-6/Е 28 Минск - Гродно -граница Республики Польша (Брузги). Оплачивать за проезд в системе BelToll необходимо при движении по платным дорогам транспортных средств с технически допустимой массой не более 3,5 т, зарегистрированных за пределами территории государств - членов Евразийского экономического союза, и иных транспортных средств с технически допустимой общей массой более 3,5 т. Средства, вырученные за пользование платными дорогами, направляются в республиканский дорожный фонд. Согласно утвержденному республиканскому бюджету на 2020 год, дорожный фонд в текущем году определен в размере 616 млн 370 тыс. бел. руб., из них около 44% (или 268 млн 900 тыс. бел. руб.) - поступления за проезд транспортными средствами по платным автомобильным дорогам (в 2019 году таких поступлений было на сумму 241,3 млн бел. руб.), примерно 49% (или 301 млн 310 тыс. бел. руб.) - поступления от государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Значительная часть средств из республиканского дорожного фонда расходуется на содержание, текущий ремонт, строительство и реконструкцию, а также капитальный ремонт автомобильных дорог. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 10.01.2020 г. «О подготовке и проведении чемпионата мира по хоккею с шайбой» с 1 по 31 мая 2021 года будут освобождены от платы за проезд по платным автомобильным дорогам Беларуси транспортные средства с технически допустимой общей массой не более 3,5 тонны и буксируемые ими прицепы.
В рамках реализации проекта BelToll готовы к внедрению новые функции СМС-оповещения о возможных нарушениях и внесения платы за проезд по специальному тарифу, которые позволят добросовестным пользователям платных автодорог устранять непреднамеренные ошибки, допущенные ими при внесении платы в автоматическом режиме. Возможность внесения платы за проезд по специальному тарифу является мерой экономического стимулирования к соблюдению правил проезда по платным дорогам. Справочно. В настоящий момент в эксплуатации системы BelToll находится более 303,5 тыс. бортовых устройств. Действует51 пункт обслуживания пользователей, которые расположены во всех областных центрах, на некоторых автозаправочных станциях (далее -АЗС) вдоль платных дорог и вблизи пограничных пунктов пропуска. Их местоположение указывается специальными знаками, установленными вдоль платных дорог. Все пункты обслуживания системы BelToll работают в круглосуточном режиме, без выходных. В июле 2019 г. было подписано дополнительное соглашение No7 к инвестиционному договору, закрепившее условия и порядок оснащения системы BelToll новыми бортовыми устройствами, а также восстановления отработавших свой срок службы бортовых устройств. Для информирования пользователей (в том числе относительно перечня платных сегментов, входящих в систему BelToll, а также карты платных дорог) действует официальный сайт www.beltoll.by. Развитие сети местных автомобильных дорог. В апреле 2017 г. Президент страны А.Г. Лукашенко на совещании по вопросу развития местных автомобильных дорог дал указание: «В течение трех-четырех лет местная дорожная сеть должна быть приведена в соответствующее состояние. К концу этой пятилетки мы должны закончить ремонт и восстановление дорог». С целью повышения качества жизни населения за счет совершенствования транспортно-эксплуатационного состояния местных автомобильных дорог в Беларуси реализуется подпрограмма 2 «Реконструкция, ремонт и содержание местных автомобильных дорог в Республике Беларусь» Государственной программы по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2017— 2020 годы. Все аспекты развития местной транспортной сети входят в зону ответственности соответствующих областных исполнительных и распорядительных органов власти. Справочно. Республика Беларусь имеет достаточно развитую сеть местных автомобильных дорог общего пользования, общая протяженность которых составляет 71 038 км. Плотность местных автомобильных дорог в Республике Беларусь составляет 343 км на 1000 км 2 площади территории - от 250 км на 1000 км2 в Гомельской области, до 421 км на 1000 км2 в Гродненской области. Местные автомобильные дороги обеспечивают транспортные связи 23 384 населенных пунктов, в том числе 199 городов и городских поселков, 1 416 агрогородков, 21 769 деревень и сельских населенных пунктов, а также подъезды к промышленным, сельскохозяйственным и другим объектам. Усовершенствованное покрытие имеют 33 006 км (47%) местных автомобильных дорог, гравийное и щебеночное покрытие - 26 577 км (37%) дорог. 11 455 км (16%) местных автомобильных дорог не имеют твердых покрытий, являются грунтовыми, проезд по которым при неблагоприятных погодных условиях проблематичен. Значительную часть сети местных автомобильных дорог составляют проезды в населенных пунктах. Общая протяженность таких проездов составляет 20 738 км. Удельный вес данных проездов в общей протяженности местных дорог по областям примерно одинаков и находится в пределах 21-25%. Оценка транспортно-эксплуатационного состояния местных автомобильных дорог проводится по итогам сезонных осмотров, которые ежегодно осуществляются специальными комиссиями. В настоящее время местные автомобильные дороги финансируются в основном из двух источников: средства местных бюджетов; средства из республиканского бюджета от сбора пошлины за допуск к участию в дорожном движении. При этом следует отметить, что после введения пошлины объем средств, направляемых местными бюджетами на дорожное хозяйство, значительно сократился. Планируемые изменения во взимании государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. С 1 января 2014 г. введена и уплачивается государственная пошлина (далее - госпошлина) за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Введенная госпошлина является своего рода минимальным компенсационным платежом за пользование дорожной инфраструктурой, который солидарно распределяется между владельцами транспортных средств - участниками дорожного движения. В ходе Послания белорусскому народу и Парламенту 21 апреля 2017 г. Главой государства поручено продумать «дифференцированный подход к уплате этой пошлины в зависимости от уровня и интенсивности использования дорог». На сегодняшний день есть несколько вариантов решения данной задачи.
Правительством подготовлен проект Указа, которым предусмотрены корректировки действующего механизма. В частности, государственную пошлину за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении планируется «отвязать» от прохождения технического осмотра транспортных средств и взимать в виде платы за участие транспортных средств в дорожном движении (далее - плата).Предполагается, что данная плата будет вноситься по заявительному принципу исходя из планируемого периода участия транспортного средства в дорожном движении (месяц, квартал, полгода, год и т.д.) до начала его участия в дорожном движении либо не позднее последнего числа месяца, в котором транспортное средство участвовало в дорожном движении. Ставки, которые предусмотрены в настоящее время при уплате госпошлины, останутся прежними. Для граждан, круглогодично использующих транспортные средства, будет установлен понижающий коэффициент 0,8 (при единовременном внесении платы за 12 и более месяцев подряд), то есть налоговая нагрузка снижается на 20%. Плата будет уплачиваться через систему ЕРИП в круглосуточном режиме, а также через кассу банка, отделение почтовой связи или через мобильные приложения (м-банкинг и интернет-банкинг). За участие транспортного средства в дорожном движении без внесения платы будет взиматься плата в двойном размере. Контроль за внесением платы планируется осуществлять в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, либо автоматического распознавания регистрационных знаков транспортных средств. Госпошлина, уплаченная плательщиками за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении до вступления в силу нового порядка, засчитывается в счет платы до истечения срока действия указанного разрешения. Однако такое решение задачи имеет и спорные моменты. Поэтому не снимается с рассмотрения предложение о том, чтобы отменить уплату государственной пошлины и включить в цену топлива дополнительный налог в размере 7-8 копеек на литр. Развитие придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах. Развитие сферы услуг, в том числе придорожного сервиса, является одним из приоритетных направлений повышения транзитного и туристического потенциала Беларуси. Например, в рамках ознакомления с благоустройством и развитием территорий под г. Минском в мае 2019 г. Глава государства А.Г. Лукашенко заявил, что он «уделяет большое внимание модернизации дорог и развитию придорожной инфраструктуры, потому что это лицо страны». При этом белорусский лидер подчеркнул, что следует начать с основных дорог и идти к границам страны, так как «надо благоустраивать Беларусь, нельзя останавливаться. Это наша фишка». В 2016 году была утверждена Генеральная схема развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах до 2020 года, предусматривающая возведение новых объектов придорожного сервиса в непосредственной близости к крупным населенным пунктам, расположенным вблизи автомобильных дорог. В указанной генеральной схеме объекты соотносятся с планом ввода АЗС, утвержденного в программе развития сети автозаправочных станций в Беларуси на 2016—2020 годы. Справочно. По данным Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, на республиканских автомобильных дорогах функционируют414 автозаправочных станций, 159 газозаправочных пунктов, 72гостиницы, 45 моек, 101 охраняемая стоянка, 436 предприятий торговли,586 пунктов питания и 74 пункта технического обслуживания. За 2019 год на республиканских автомобильных дорогах введено в эксплуатацию после строительства и реконструкции 19 автозаправочных станций, 2 газозаправочных пункта, 15 пунктов общественного питания, 2гостиницы, 2 охраняемые стоянки, 1 пункт технического обслуживания и1 мойка автомобилей. Построенные и реконструированные АЗС отвечают современным технологическим, экологическим, противопожарным и эстетическим требованиям, оборудованы временными автостоянками, магазинами и санитарными блоками. На многих имеются газозаправочные модули, кафе, мойки, станции технического обслуживания и другие объекты придорожного сервиса. Отдельные АЗС оснащаются стоянками для кемперов (т.е. «домов на колесах»), а также зарядными станциями для электромобилей. В преддверии чемпионата мира по хоккею с шайбой, запланированного на май 2021 года, вопрос развития придорожного сервиса актуализируется. Своевременная и качественная подготовка транспортной инфраструктуры, обеспечение безопасного, быстрого и комфортного перемещения участников и гостей соревнований — одно из ключевых условий успешного проведения крупных массовых спортивных мероприятий. А обеспечение высокого уровня транспортного сервиса позволяет сформировать у гостей и участников соревнований общее позитивное восприятие страны-организатора. Доступные и качественные услуги придорожного сервиса — гостиниц, станций техобслуживания, автозаправочных станций, пунктов питания, торговли и других объектов — это не только экономическая составляющая (экспорт услуг), но и имидж нашей страны. И за последнее время придорожный сервис в Беларуси претерпел значительные изменения в лучшую сторону. Справочно. В январе 2019 года в Беларуси был реализован инвестиционный проект SI COMPLEX «Котловка». Комплекс, сданный в эксплуатацию, включает объекты придорожного сервиса и АЗС около пункта пропуска «Котловка» Островецкого района Гродненской области. Этот объект придорожного сервиса интегрирован в систему электронной очереди транспортных средств для въезда в одноименный автодорожный пункт пропуска через государственную границу. В состав комплекса входят: АЗС, автомобильная газозаправочная станция, автомобильная электрозаправочная станция, электронная очередь транспортных средств и зона ожидания, парковка на 250 машино-мест для грузовых и50 машино-мест для легковых автомобилей, автомойка для грузовых автомобилей, мотель, кафе-бар, продуктовый магазин и аптека. Практически целый городок услуг ждет путешественников в30 км х от г. Минска в сторону г. Бреста на главной транзитной трассеМ1: гостиница, ресторан, кафе, медицинский и SPA-центры, спортивные объекты, не говоря об СТО, АЗС, магазинах, автостоянках. По данным Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, и на магистральных, и на республиканских дорогах выполняются рекомендуемые расстояния для объектов сервиса одного вида. Так, для АЗС это 42 км, для объектов общепита - 30 км. Дальнейшее развитие объектов придорожного сервиса будет ориентировано на комплексные объекты, чтобы человек мог остановиться в дороге, заправить автомобиль, отдохнуть, поесть. Реконструкция транспортных коридоров в 2020 году. На сегодняшний день продолжается модернизация автомобильных дорог на маршрутах международных транспортных коридоров по европейским нормам, а также нормам Таможенного союза в увязке с развитием транспортной сети сопредельных государств. Как отмечал Глава государства: «Мы транзитная страна и немало от этого имеем». В текущем году планируется реализовать самый масштабный проект - реконструкция трассы М-7/Е28 Минск - Ошмяны - граница Литовской Республики (Каменный Лог). Последний раз капитальный ремонт на данном участке делали более 20 лет назад. Протяженность реконструируемого участка - 106 км. Проектом предусмотрено, что М7 останется двухполосной. Дополнительно появятся асфальтированные обочины, пешеходные переходы и автобусные остановки с освещением. Также модернизируют существующие транспортные развязки, усилят мостовые сооружения. Общий объем финансирования проекта - 110 млн евро, из которых 20,5 млн евро - на реконструкцию пункта пропуска «Каменный Лог».
Продолжатся работы на трассе М3 Минск - Витебск. Усилия направлены на завершение реконструкции так называемого обхода населенного пункта Плещеницы (участок в 8 км). В 2020 году планируется закончить реконструкцию участка автомобильной дороги Р-53 Слобода - Новосады от Кургана Славы до Смолевичей. Трассу предусмотрено расширить до четырех полос, забетонировать проезжую часть, организовать транспортную развязку с путепроводом и тоннель, установить металлическое ограждение и шумозащитные экраны. Также в планах реконструировать еще 6 км этой трассы после Смолевичей. Реконструкция моста через реку Пину (участок трассы Р6 Ивацевичи - Пинск - Столин) — немаловажный проект, работу над которым планируется скоро завершить. Это единственный мост, соединяющий Пинский и Столинский районы. Кроме того, это важный транзитный участок из Беларуси в Украину и обратно. На объекте завершили монтаж надвижных пролетов на опоры, уложили асфальт, тротуарные плиты для пешеходов, вмонтировали ограждение и другие элементы. В текущем году закончится строительство мостового перехода через реку Сож (дорога Р140 Славгород - Краснополье), а также запланировано приведение в порядок 12 мостов, находящихся на основных транспортных магистралях. Продолжатся подготовительные работы к реализации инвестиционного проекта по реконструкции автомобильной дороги Р-46 Лепель — Полоцк — граница России. Одно из требований к инвестпроекту — строительство обхода Полоцка. Проект будет реализован с привлечением кредитных средств Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Уже проведены встречи с представителями банка для выполнения необходимых условий одобрения финансирования. Еще один масштабный проект с привлечением инвестиций — реконструкция трассы М-10 (на участке 109 — 195 км) граница России — Гомель — Кобрин. Этот объект включен в список пилотных проектов государственно-частного партнерства. Проект находится в стадии предварительной квалификации и формирования списка из пяти участников, среди которых будет проведен конкурс на реализацию проекта при поддержке Европейского банка реконструкции и развития. Продолжится работа по привлечению средств международных финансовых организаций на модернизацию автомобильной дороги М-1/Е 30 Брест (Козловичи) - Минск - граница Российской Федерации в целях усиления ее привлекательности, повышения скоростного режима на всем ее протяжении до 120 км/час, увеличения несущей способности до 2011,5 тонн на одиночную ось и доведения до требований, предъявляемых к автомагистралям международных транспортных коридоров. Ориентировочная стоимость составляет 475 млн долл. США. Для привлечения кредита на ее реконструкцию проводятся консультации с международными финансовыми организациями. Так, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций уже выразил готовность проработки вопроса о финансировании реконструкции М-1/Е 30.Работа транспортного комплекса направлена на решение текущих и перспективных задач, поставленных Главой государства и Правительством. «Наличие развитой транспортной инфраструктуры - очень важный элемент равномерного развития регионов Беларуси», - отметил Глава государства. Более того, ее развитие ведется не только в интересах Беларуси, но играет большую роль в международном плане: «Мы понимаем, что для Европы, России, Китая это тысячекилометровое окно через Беларусь весьма важно. И то, что мы сегодня здесь с вами делаем, - это не только для Беларуси, это для всего мира важнейшие артерии». Основные усилия концентрируются на совершенствовании условий функционирования транспорта, развитии его инфраструктуры, обеспечении целей устойчивого развития республики и выполнении целевых показателей эффективности. Для этого реализуются меры, предусмотренные государственными программами и соответствующими планами мероприятий
Материал подготовлен Академией управления при Президенте Республики Беларусь на основе сведений Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь и управления Государственной автомобильной инспекции МВД Республики Беларусь. Инфографика по данным материалам разработана Белорусским телеграфным агентством и размещена на его сайте в разделе «Инфографика» (https://www.belta.by/infographica/)
2. О деятельности, технико-экономических показателях ОАО «Кричевцементношифер» за 2019 г., о достижениях предприятия среди предприятий холдинга. Об основных направлениях деятельности предприятия в 2020 году.
Встреча информационной группы под руководством генерального директора предприятия Владимира Ивановича Корчевского с коллективом работников ремонтно-механического цеха.
3. Основные меры и направления профилактики коррупционных правонарушений. Профилактика коррупционных правонарушений, проводимых правоохранительными органами в Кричевском районе
По данному вопросу с информацией выступил Еремин Егор Олегович, помощник прокурора юрист 3 класса Прокуратуры Кричевского района.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 15 июля 2015г. № 305-3 «О борьбе с коррупцией» (далее - Закон о борьбе с коррупцией, Закон) коррупция - умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного.
Согласно ст. 7 Закона о борьбе с коррупцией Генеральная прокуратура Республики Беларусь является государственным органом, ответственным за организацию борьбы с коррупцией.
Выполняя возложенные статьей 4 Закона Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-3 «О прокуратуре Республики Беларусь» задачи по обеспечению верховенства права, законности и правопорядка, защите прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов от коррупционных проявлений прокуратурой Кричевского района в 2019 году проведена системная работа по совершенствованию механизмов защиты конституционных прав и свобод граждан, повышению эффективности борьбы с коррупционными и экономическими преступлениями, выработке новой, отвечающей потребностям современного общества, концепции правового регулирования экономических отношений.
Залогом результативности работы в сфере борьбы с коррупцией является своевременный сбор и анализ данных о реализации в регионе различных государственных программ, инвестиционных проектов, освоении бюджетных средств, получаемых в качестве субсидий или льготных кредитов, реализации проектов по модернизации производства, осуществлении государственных закупок, соблюдении законодательства о распоряжении имуществом, в том числе землей.
По итогам 12 месяцев 2019 года в Кричевском районе на 14% уменьшилось количество совершенных преступлений: с 288 в 2018 году до 248 в 2019 году.
Наряду с уменьшением общего количества зарегистрированных преступлений, в Кричевском районе отмечается увеличение количества выявленных коррупционных и экономических преступлений. Так, если в 2018 году зарегистрировано 15 преступлений анализируемой категории, то в 2019 году на учет поставлено 17 преступлений, что на 2 преступления больше. В 2019 году совершено 5 преступлений коррупционной и 12 экономической направленности. Удельный вес коррупционных и экономических преступлений составил 6,8%.
В целях обеспечения точного и единообразного исполнения законодательства о борьбе с коррупцией, своевременного предупреждения, выявления и пресечения коррупционных правонарушений в 2019 году прокуратурой Кричевского района активизирована деятельность по предупреждению преступных проявлений в сфере борьбы с коррупцией. В порядке надзора за исполнением законодательства о борьбе с коррупцией проведено 7 проверок, по результатам которых прокурором района внесено 7 представлений об устранении нарушений законодательства, вынесено 10 предписаний о немедленном устранении нарушений в соответствии с требованиями законности, три лица привлечено к административной ответственности и 15 должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
Во взаимодействии с заинтересованными ведомствами вопросы борьбы с коррупцией в 2019 году рассматривались и на заседаниях райисполкома, совещаниях при председателе исполкома, прокуроре района, начальнике РОВД с принятием дополнительных мер.
Наряду с силовыми структурами района в профилактике коррупционными проявлениями принимает участие и комиссия по противодействию коррупции, созданная при Кричевском райисполкоме.
4. ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ, ПРОФИЛАКТИКЕ ИХ ПОТРЕБЛЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ, СРЕДИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Проинформировала заместитель генерального директораКустрей Ж.В.
Местными исполнительными и распорядительными органами разработаны региональные комплексные планы по профилактике правонарушений, позволяющие координировать работу всех взаимодействующих субъектов профилактики.
Вопросы профилактики правонарушений на постоянной основе рассматриваются на заседаниях облисполкома, городских и районных исполнительных комитетов, областного координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией, сессиях Могилевского областного Совета депутатов.
Всего, в настоящее время, под профилактическим воздействием органов милиции находится свыше 7 тысяч граждан. Осуществляя индивидуально-профилактическую работу в 2019 году, в лечебно-трудовые профилактории доставлено 915 лиц, в наркологический диспансер под профилактическое наблюдение взято 3195 человек.
В целях предупреждения пьянства и алкоголизма среди населения области проводились различные профилактические мероприятия.
В результате принятых мер сократилось число фактов за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения (с 979 до 889 или на 9,2% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года). За нарушения антиалкогольного законодательства привлечено к ответственности 1084 лиц, из незаконного оборота, согласно вступившим в силу постановлениям суда, изъято 8971,3 литров спиртосодержащей жидкости.
Принимались определенные меры по оздоровлению криминогенной обстановки, связанной с рецидивной преступностью. В целях информирования граждан, в том числе имеющих судимость, об услугах службы занятости, о наличии вакансий, о возможностях обучения и последующего трудоустройства, управлениями по труду, занятости и социальной защите горрайисполкомов за январь-декабрь 2019 г. в регионах области организовано и проведено 294 «Ярмарки вакансий», совместно с территориальными органами внутренних дел проводятся акции «Альтернатива» и «Шаг навстречу». В рамках «Информационных дней», проведенных за январь-декабрь 2019 года на базе 7 учреждений УИС МВД г. Могилева и г. Бобруйска и г. Горки проконсультированы 2 тыс. граждан, подлежащих освобождению.
Особое внимание уделяется вопросам недопущения пропаганды терроризма, разжигания межрелигиозной и межнациональной розни и дестабилизации социально-политической обстановки.
Одиннадцатым управлением (по Могилевской области) ГУБОПиК МВД Республики Беларусь (далее – управление) проводилась отработка лиц, причастных к экстремистской деятельности. В результате проведения мероприятий в 2019 году к уголовной ответственности привлечено 18 лиц, причастных к экстремистской деятельности, в т.ч. 2 лидера и 9 активных участников фанатского движения, 3 участника других неформальных молодежных объединений («Скинхеды», «Ультрас»). Управлением Следственного комитета Республики Беларусь по Могилевской области по материалам 11-го управления возбуждено 1 уголовное дело по ст. 130 (разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни) УК Республики Беларусь и 10 уголовных дел по ст. 339 (хулиганство) УК Республики Беларусь.
Ряд лидеров и активных участников неформальных молодежных движений привлечены к административной ответственности.
В настоящее время сотрудниками управления осуществляются оперативно-профилактические мероприятия в отношении членов 7 незарегистрированных молодежных движений футбольных фанатов.
Кроме того, на территории области установлено 3 неформальных молодежных объединения деструктивной направленности:
Не менее актуальной остается тема соблюдения несовершеннолетними правил безопасности. В 2018/2019 учебном году, в соответствии с графиком, учреждениями профессионального образования области обеспечено проведение заседаний «круглых столов» по вопросам профилактики ДТП с участием сотрудников управления ГАИ УВД. Обучение несовершеннолетних основам безопасности дорожного движения осуществляется в рамках посещения образовательных мини-центров (кабинетов), которые начали функционировать в 2018/2019 учебном году в районах области.
Организовано посещение Могилевского областного образовательного центра безопасности. Работу с обучающимися, с использованием технологий дополненной реальности, по тематическим блокам: пожарная безопасность, поведение на водоемах, в лесу, на дороге, во время грозы, оказание первой помощи, безопасность при эксплуатации электро- и газового оборудования, антикриминальный блок, радиационная и ядерная безопасность, проводят сотрудники подразделений МЧС.
Учреждениями профессионального образования области обеспечено проведение заседаний «круглых столов» по вопросам профилактики ДТП с участием сотрудников управления ГАИ УВД. Обучение несовершеннолетних основам безопасности дорожного движения осуществляется в рамках посещения образовательных мини-центров (кабинетов), которые начали функционировать в 2018/2019 учебном году в районах области.
Кроме того, с целью предупреждения детского травматизма и несчастных случаев, исключения детской смертности от внешних факторов структурным подразделениям горрайисполкомов, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере образования, учреждениям образования областного подчинения направлено письмо главного управления по образованию облисполкома от 15.05.2019 № 1343 «О принятии исчерпывающих мер по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей», согласно которому поручено обеспечить проведение разъяснительной работы с обучающимися и их законными представителями.
Управлением по наркоконтролю и противодействию торговле людьми УВД (далее – УНиПТЛ) в 2019 году проведены оперативно-профилактические мероприятия, в т.ч. межведомственного характера, по выявлению и пресечению каналов поставки наркотиков в Республику Беларусь и их транзитных перевозок, подпольных нарколабораторий, а также помещений, специально приспособленных для выращивания наркосодержащих растений.
В результате проделанной работы в отношении лиц, занимающихся поставками наркотических средств и психотропных веществ на территорию республики из стран ближнего и дальнего зарубежья, перекрыто два канала поставки наркотических средств и психотропных веществ из Российской Федерации в Республику Беларусь.
Кроме того, в 2019 году возбуждено 8 уголовных дел по частям 1, 2 ст. 328 УК Республики Беларусь за незаконное перемещение через Государственную границу Республики Беларусь наркотических средств и психотропных веществ.
В результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на обнаружение и ликвидацию деятельности нарколабораторий, а также помещений, специально приспособленных и оборудованных для выращивания наркосодержащих растений, прекращена деятельность подпольной лаборатории по изготовлению особо опасного психотропного вещества «амфетамин».
УВД и его подразделениями проведены мероприятия по выявлению и документированию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, совершаемых посредством сети Интернет.
В 2019 году по материалам подразделений НиПТЛ возбуждено 50 (2018 г. – 45) уголовных дел, из них раскрыто – 40 (2018 г. – 30). В отношении 45 (2018 г. – 35) обвиняемых лиц уголовные дела переданы прокурору для направления в суд. В 2019 году установлено 15 лиц, работавших на интернет-магазины, непосредственно в качестве «закладчиков» наркотиков.
Для осуществления комплексных мероприятий, направленных на повышение межведомственного взаимодействия по профилактике наркомании, а также уровня индивидуально-профилактической работы по проблеме наркопотребления, на сайтах учреждений образования размещены материалы по профилактике наркомании, информация о правовых и медицинских последствиях потребления наркотических веществ, курительных смесей, психотропных веществ, аналогов, информация об ответственности за незаконный оборот наркотических средств, о пагубном влиянии курительных смесей на организм человека, о способах преодоления и лечения наркотической зависимости, организациях, осуществляющих лечение, телефоны «горячих линий», экстренной помощи в учреждениях здравоохранения.
В целях предупреждения правонарушений и преступлений, совершаемых различными категориями граждан, в том числе состоящими на профилактических учетах, широко задействуется потенциал советов общественных пунктов охраны правопорядка (далее – СОПОП).
Так, согласно решениям местных исполнительных и распорядительных органов в области создано и функционирует 211 советов общественных пунктов. В 2019 году в области проведено более 2000 заседаний СОПОП, на которых рассмотрено более 12000 лиц, склонных к совершению противоправных действий. По результатам рассмотрения на заседаниях СОПОП трудоустроено 490 лиц, прошло лечение у врача-нарколога – 511 лиц, оказана психологическая, материальная, гуманитарная и иная помощь – 1403 лицам.
Активное содействие правоохранительным органам в охране правопорядка оказывают добровольные дружины.
В настоящее время в области зарегистрировано 614 добровольных дружин, осуществляющих свою деятельность по содействию ОВД в охране правопорядка, численность которых составляет 5410 человек. Функционирует 31 молодежная добровольная дружина, 467 – на предприятиях и организациях, 116 – в сельской местности. Создано 24 штаба добровольных дружин.
В 2019 году члены добровольных дружин задействовались на охрану общественного порядка 20024 раза, в том числе, при проведении массовых мероприятий – 198, профилактических отработок – 210, обеспечении безопасности дорожного движения – 333, обеспечении правопорядка – 19283.
При содействии дружинников задержано 2858 правонарушителей.
Граждане, принимающие активное участие в деятельности по профилактике правонарушений, награждаются денежными премиями и ценными призами, указанные события освещаются в средствах массовой информации.
Так, житель Краснопольского района, раскрывший кражу личного имущества, 04.06.2019 в торжественной обстановке в Краснопольском РОВД награжден денежной премией.
В целях обеспечения общественной безопасности проводится работа по внедрению систем видеонаблюдения в общественных местах, в том числе и в многоквартирных жилых домах.
В целом системы видеонаблюдения на территории Могилевской области функционируют на 2709 объектах.
С использованием имеющихся систем видеонаблюдения органами внутренних дел области за 2019 год раскрыто 177 преступлений. Кроме того, данная система позволяет обеспечить охрану общественного порядка и своевременное реагирование на изменение оперативной обстановки.
Территориальными ОВД во взаимодействии с заинтересованными ведомствами проведен ряд организационно-практических мероприятий, направленных на обеспечение охраны правопорядка и безопасности дорожного движения в местах массового отдыха граждан в летний период текущего года.
Для обеспечения охраны общественного порядка в местах массового отдыха граждан был задействован личный состав ОВД, ОМОН УВД, войсковых частей 6713 и 5527, ДПС ГАИ, МОУ Департамента охраны МВД Республики Беларусь и другие. Приближены наряды милиции к пляжам и набережным.
В ходе проведения сотрудниками территориальных ОВД профилактических мероприятий и обеспечения правопорядка в местах массового отдыха в текущем году за различные правонарушения привлечено к административной ответственности 748 лиц, в том числе за появление в состоянии опьянения – 325, за распитие алкогольных напитков и пива – 97, нарушения ПДД – 354.
Вместе с тем, по отдельным направлениям криминогенная обстановка на территории области остается сложной.
Отмечается рост убийств с 39 до 40, умышленных причинений тяжких телесных повреждений со 102 до 103, в том числе в сфере семейно-бытовых отношений с 33 до 39, грабежей со 175 до 198, хулиганств с 554 до 649, угонов с 68 до 87, вымогательств 12 до 15.
Отмечается рост количества (с 2 031 до 2 197) преступлений, совершенных в общественных местах, а также в состоянии алкогольного опьянения (с 1 930 до 2 359).
Продолжают иметь место чрезвычайные происшествия, повлекшие гибель и травматизм людей.
Так, 10 апреля в г. Черикове двумя местными жителями, находившимися в состоянии алкогольного опьянения, совершено убийство с особой жестокостью учителя средней школы № 2 г. Черикова и поджог ее дома.
1 августа 15-летний подросток, не имея водительского удостоверения, управляя скутером, выехал на железнодорожный переезд на перегоне «Шклов-Копысь» при включенном красном запрещающем сигнале светофора и совершил столкновение с двигавшимся грузовым поездом. В результате дорожно-транспортного происшествия ему причинены тяжкие телесные повреждения.
Материал подготовлен УВД облисполкома
5. СТРАХОВЫЕ УСЛУГИ - УВЕРЕННОСТЬ В ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ
Государственное предприятие «Стравита» занимает лидирующую позицию на рынке страхования жизни, как по объемам собираемых страховых премий, так и по сформированным активам и резервам. И предлагает следующие страховые программы:
Детское страхование; Пенсия+; Универсальное страхование жизни.
Детское страхование
Успешное будущее Вашего ребёнка зависит от Вас. Используя накопительное страхование, вы легко достигните поставленных целей:
Накопить на образование ребёнка
Ключ к достижению цели – программа накопительного страхования.
Получаем:
- накопленную сумму – 10 000 BYN + страховой бонус;
- финансовую защиту на весь период страхования – в пределах 25 000 BYN;
- налоговые льготы – 13% от суммы взносов (примерно 1 200 BYN).
Ежемесячный взнос зависит от срока страхования.
Сделать ценный подарок
Стоимость игрового компьютера – 3 000 BYN, первой машины – от 5 000 BYN.
Путь к исполнению мечты – программа накопительного страхования.
Получаем:
- накопленную сумму – 7 000 BYN + страховой бонус;
- финансовую защиту на весь период страхования – в пределах 17 500 BYN;
- налоговые льготы – 13% от суммы взносов (примерно 850 BYN).
Ежемесячный взнос зависит от срока страхования.
Накопительное страхование жизни – это финансовый инструмент, который сочетает в себе 2 услуги: накопление и рисковое страхование.
Основная часть страхового взноса инвестируется и на неё ежемесячно начисляется доход (норма доходности – от 2 до 4% годовых + бонус). Оставшаяся часть взноса направляется в страховой резерв, из которого страховая компания делает выплату, в случае внезапной травмы ребёнка.
Накопительное страхование жизни – это финансовый инструмент, который сочетает в себе 2 услуги: накопление и рисковое страхование. Основная часть страхового взноса инвестируется и на неё ежемесячно начисляется доход (норма доходности – от 2 до 4% годовых + бонус). Оставшаяся часть взноса направляется в страховой резерв, из которого страховая компания делает выплату, в случае внезапной травмы ребёнка.
Страхование жизни
Страховать жизнь надо, чтобы:
- не сомневаться в собственном благосостоянии;
- быть уверенным в благополучии близких;
- получать доход, даже при получении травмы;
- получать налоговые льготы за заботу о своём будущем.
Принцип работы
- Вы заключаете долгосрочный договор страхования на период от 3 до 18 лет.
- В течение срока страхования вы регулярно делаете страховые взносы, которые накапливаются на вашем лицевом счёте.
- По завершению срока страхования Стравита выплачивает вам накопленную сумму + дополнительный инвестиционный доход.
- На протяжении всего срока действия договора вы застрахованы по выбранным рискам.
- При наступлении страхового случая Стравита производит выплату, согласно условиям договора и правилам страхования.
К страховым случаям относятся:
- достижение возраста (дожитие) – окончание срока страхования, определенного в договоре;
- вред здоровью – причинение вреда здоровью застрахованного лица, произошедшее в течение срока страхования в результате несчастного случая и сопровождающееся травмами;
- инвалидность – установление инвалидности застрахованному лицу в соответствии с законодательством Республики Беларусь в течение срока страхования;
- смерть – смерть застрахованного лица в течение срока страхования в результате события, предусмотренного правилами страхования.
По программам страхования жизни уже застраховано более 97 тыс. человек.
Пенсионное страхование
Недостающие до этого уровня средства могут появиться только из двух источников: либо из государственного бюджета, либо из добровольных накоплений будущих пенсионеров.
Средняя пенсия в Германии – 782 EUR, во Франции – 800 EUR, в Беларуси ~ 393 BYN, что эквивалентно 167 EUR.
Принцип работы:
1. Вы заключаете договор страхования и регулярно делаете страховые взносы, которые накапливаются на вашем личном пенсионном счёте.
2. Стравита инвестирует ваши деньги и обеспечивает доходность:
Норма доходности
Определяется в договоре страхования: 2% – валютный эквивалент (USD, EUR, RUB), 4% – BYN.
Страховой бонус
Ежемесячно определяется по результатам инвестиционной деятельности компании и добавляется к накопленной сумме.
3. На протяжении всего срока действия договора вы застрахованы по рискам:
Инвалидность
При установлении инвалидности I или II группы застрахованное лицо получает выплату по страховому случаю. При этом размер выплаты по достижению пенсионного возраста сохраняется.
Смерть
Стравита выплачивает наследникам страховое обеспечение по риску и возвращает накопленную сумму.
4. По достижению пенсионного возраста вам выплачивается дополнительная пенсия
Единовременно Размер дополнительной пенсии совпадает с лимитом ответственности по страховому случаю «достижение пенсионного возраста».
В рассрочку Дополнительная пенсия выплачивается в течение определенного периода (3 лет, 5 лет, 10 лет, 15 лет, 20 лет) или пожизненно с возможностью наследования. На остаток средств, находящихся в Стравите, продолжает начисляться гарантированная норма доходности и страховой бонус.
Важно знать!!! Договор заключается на условиях правил добровольного страхования дополнительной пенсии между страховщиком (Государственным предприятием «Стравита») и физическим лицом, достигшим совершеннолетия, в белорусских рублях или валютном эквиваленте.
Валютный эквивалент Страховая сумма и страховой взнос устанавливаются в иностранной валюте (USD, EUR, RUB), при этом уплата страховых взносов / страховая выплата производится в белорусских рублях по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на дату перечисления денежных средств.
Физические лица, оплатившие страховые взносы по договорам добровольного страхования дополнительной пенсии, вправе воспользоваться налоговым вычетом.
Налоговые льготы
Размер социального налогового вычета по подоходному налогу равен 13% от суммы уплаченных страховых взносов. Страховые выплаты и бонус не облагаются подоходным налогом независимо от размера. Срок страхования – до достижения пенсионного возраста. В период страхования можно взять финансовые каникулы.
Дополнительную пенсию уже получили более 45 тыс. пенсионеров.
Материал подготовлен Государственным предприятием «Стравита»
По данному вопросу доложила заместитель генерального директора Кустрей Ж.В.