- Наше национальное законодательство соответствует международным правовым актам и одновременно с этим в Беларуси выведен на совершенно новый уровень принцип народовластия. Аналогов правового регулирования порядка формирования и деятельности высшего представительного органа, каким будет ВНС, в международной практике нет. Это наш уникальный национальный правовой опыт, имеющий при этом исторический прообраз - народное вече. Уходящую в глубину веков традицию народного вече в середине 1990-х решили адаптировать к современным требованиям. Так возникла и реализовалась идея Всебелорусского народного собрания.
Было отмечено, что при подготовке законопроекта о ВНС решались три основные задачи:
Первая - закрепить такой механизм формирования ВНС, который обеспечивал бы, с одной стороны, авторитет, профессионализм и эффективность работы делегатов ВНС, с другой - легитимность собрания, то есть признание обществом принимаемых собранием решений за счет представительства делегатов от всех ветвей власти, от местных советов депутатов, от гражданского общества.
Порядок избрания делегатов от местных советов депутатов и гражданского общества должен быть максимально простым - исключены сложные многоступенчатые процедуры, чтобы лишний раз не вовлекать ЦИК и суды в рассмотрение жалоб. Еще на стадии работы Конституционной комиссии был определен подход - не превращать формирование ВНС в еще одну электоральную кампанию.
Вторая задача - определить порядок реализации конкретных конституционных полномочий ВНС, установив именно в законе рассмотрение судьбоносных для страны решений.
Третья задача - сформировать компактную структуру органов ВНС, четко определить полномочия председателя, функции президиума, чтобы они не пересекались с компетенцией собрания и не подменяли его.
Как отметил Глава нашего государства на совещании, проводимом 20 октября 2022 года, ВНС должно объединить делегатов от всех регионов и слоев населения, представителей власти и нашего общества. Вместе, толокой можно преодолеть любые препятствия, найти выход из самой сложной ситуации. Собрание – опора и для народа, и для власти. Важно, чтобы непосредственно люди принимали решения, на которые потом будут опираться и государственные органы.
Были рассмотрены основные аспекты, которые легли в основу данного законопроекта:
Срок полномочий ВНС определен на 5 лет (ранее был 4 года) со дня первого заседания и до дня первого заседания ВНС нового созыва. ВНС созывается на первое заседание Центральной избирательной комиссией (ЦИК) не позднее 60 дней после выборов депутатов в единый день голосования.
Единый день голосования – 25 февраля 2024 г.
Первое заседание ВНС – 25 апреля 2024 г.
Всего ВНС будет представлено в составе 1 200 человек, как предусмотрено Конституцией, и будет выражать интересы всего белорусского общества.
Председатель профкома предприятия О.А.Беленков отметил, что никаких материальных благ члены ВНС получать не могут, они будут осуществлять свою деятельность на общественных началах. На время исполнения своих обязанностей на ВНС делегаты будут освобождены от исполнения обязанностей по основному месту работы с сохранением заработной платы, но не более того. ВНС – это не затратный для государственного бюджета орган.
Законопроектом закрепляется, что делегатами ВНС (кроме Президента Республики Беларусь, Президента Республики Беларусь, прекратившего исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки) являются следующие представители:
Первый блок, это так называемые «делегаты по должности», представители:
законодательной власти – депутаты Палаты представителей (110) и члены Совета Республики (64) – всего 174 делегата;
исполнительной власти – Премьер-министр Республики Беларусь (1), его заместители (5) и другие члены Правительства (37), а также председатели областных, Минского городского исполкомов (7), горрайисполкомов (городов областного подчинения) (128) – всего 178 делегатов;
судебной власти – Председатель, заместитель Председателя и судьи Конституционного Суда (12), Председатель, заместители Председателя и судьи Верховного Суда (76) – всего 88 делегатов;
Второй блок – депутатский корпус, представители:
местных Советов депутатов – депутаты местных Советов депутатов от каждой области, которые будут избираться областными Советами депутатов в порядке, установленном регламентами местных Советов депутатов, из числа депутатов местных Советов депутатов областного, базового и первичного уровней нового созыва, а также все депутаты (в настоящее время 57 человек) Минского городского Совета депутатов. Нормы представительства от местных Советов депутатов будут определяться ЦИК исходя из численности избирателей, проживающих на территории соответствующей области (от Могилевской области предполагается около 50 делегатов). Предельная численность делегатов ВНС от местных Советов депутатов – 350;
Третий блок – общественность, представители гражданского общества, которые будут избираться высшими органами субъектов гражданского общества из числа своих членов, а если простым языком, то членов общественных объединений и политических партий. Их предельная численность – 400, будет определяться Центризбиркомом.
Важно то, что это неравнодушные граждане, активисты общественных объединений, которые имеют свое видение относительно того, как развиваться государству, гражданскому обществу.
Было отмечено, что полномочия ВНС определены согласно статье 893 Конституции, в том числе ВНС утверждает основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину, концепцию национальной безопасности, рассматривает вопросы о легитимности выборов, введения на территории Республики Беларусь чрезвычайного или военного положения, о возможности направления военнослужащих, сотрудников военизированных организаций, иных лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности, обладает правом законодательной инициативы (полномочия ВНС более детально раскрыты в отдельных статьях). Заседания ВНС проводятся не реже одного раза в год, кворум – 2/3 от полного состава, на которых принимаются решения большинством от полного состава ВНС путем тайного или открытого голосования. Решения ВНС подлежат немедленному официальному опубликованию.
К органам ВНС будут относится:
Председатель ВНС и его заместители;
Президиум ВНС;
Секретариат ВНС.
Права и обязанности делегатов ВНС определены статьей 35 проекта, статьей 36 – порядок прекращения их полномочий. Делегату ВНС выдаются удостоверение и нагрудный знак. Делегат ВНС принимает участие в его работе без отрыва от трудовой (служебной) деятельности.
Наблюдателями, членами инициативной группы, доверенными лицами кандидатов, членами комиссий и т.п. могут быть только граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет. Также инициатива о проведении референдума будет исходить только от граждан, достигших возраста 18 лет.
Определен порядок избрания делегатов (ВНС) от местных Советов депутатов и гражданского общества:
1) от области делегаты ВНС будут избираться непосредственно самими областными Советами депутатов из числа депутатов местных Советов депутатов областного, базового и первичного уровней нового созыва. Выдвижение кандидатов будет осуществляться президиумами областных, районных, городских (в городах областного подчинения) Советов депутатов, председателями городских (в городах районного подчинения), поселковых и сельских Советов депутатов. Областной Совет депутатов будет утверждать единый список делегатов ВНС от области и представлять его в ЦИК;
2) субъекты гражданского общества самостоятельно будут избирать делегатов ВНС из числа своих членов на заседаниях высших органов.
Согласно части второй статьи 67 Конституции выборы депутатов проводятся в единый день голосования в последнее воскресенье февраля, в 2024 году это 25 февраля.
В этой связи предусмотрены изменение системы избирательных комиссий при проведении выборов депутатов, количественного состава избирательных комиссий и порядка образования избирательных округов.
Так, в границы округов по выборам депутатов Палаты представителей включены округа по выборам депутатов областных Советов депутатов. При этом увеличено отклонение числа избирателей в округе по выборам в областной, Минский городской Совет депутатов от средней численности избирателей с 10-процентного до 20-процентного. Данная мера позволит сократить количество образуемых комиссий (более чем на 350) за счет упразднения окружных (районных в г.Минске) комиссий по выборам депутатов областных, Минского городского Советов депутатов.
С учетом того, что избрание членов Совета Республики будет осуществляться вновь избранным в единый день голосования составом местных Советов депутатов, скорректированы нормы Кодекса в части сроков проведения избрания членов Совета Республики.
ВНС, в число делегатов которого входят члены Совета Республики как представители законодательной власти, созывается на первое заседание не позднее 60 дней после выборов депутатов в единый день голосования (статья 892 Конституции). Поэтому выборы членов Совета Республики и начало его работы будет осуществлено в период между единым днем голосования и проведением первого заседания ВНС.
Планируемое количество избирательных округов по Могилевской области:
членов Совета Республики – 8;
по выборам в Палату представителей – 13;
по выборам в Могилевский областной Совет депутатов – 52.
Исключен порог явки избирателей для признания выборов в Палату представителей состоявшимися, в том числе и при проведении повторных выборов.
Из Кодекса исключены нормы об образовании участков для голосования за рубежом.
С учетом обновленной Конституции уточнена часть первая статьи 57 Кодекса в части увеличения минимального возраста, по достижении которого гражданин может быть избран Президентом, ценза оседлости, установления недопустимости наличия у лица, претендующего на должность Президента, документов иностранного государства, дающих право на льготы и другие преимущества. Кроме того, данная статья дополнена нормой о том, что одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков.
Статья 59 Кодекса дополнена положением о том, что депутат Палаты представителей не может быть членом Правительства.
Закреплены дополнительные требования, предъявляемые к кандидатам в депутаты Палаты представителей, местного Совета депутатов, в члены Совета Республики, в делегаты ВНС от местных Советов депутатов и гражданского общества, по аналогии с нормами Закона Республики Беларусь от 1 июня 2022 г. № 175-З ”О государственной службе“, вступившими в силу с 1 сентября 2022 г. и др.
Проекты законов «Об изменении Избирательного кодекса Республики Беларусь» и «О Всебелорусском народном собрании» вынесены на общественное обсуждение и размещены в специальной теме на Правовом форуме Беларуси (forumpravo.by). Организатор общественного обсуждения по первому законопроекту - Национальный центр законодательства и правовых исследований, по второму - Палата представителей.
Предложения по содержанию этих законопроектов можно внести непосредственно на Правовом форуме. Кроме того, предложения можно высылать и на сайт Палаты представителей.
Было разъяснено, что внести свое предложение по двум законопроектам может абсолютно каждый. Это может быть юридическое лицо, гражданин, профессиональный юрист, то есть ветка форума открыта для каждого. Любой желающий может высказать свои предложения, соображения. Причем они могут иметь как профессиональный характер и высказываться по содержанию конкретной нормы проекта, так и носить более общий характер.
Во встречах, диалоге приняли участие работники предприятия, члены первичной организации предприятия РОО «Белая Русь», члены первичной организации предприятия ОО «БРСМ», члены первичной организации предприятия БСЖ. Было отмечено, что сам народ должен писать свою историю, решать судьбу страны и выбирать свое направление дальнейшего развития, что молодежь должна занимать активную позицию, решать свое будущее.
Представители первичных организаций, молодежь предприятия, представители профкома предприятия приняли активное участие в проводимых районных диалоговых площадках с присутствием председателя районного Совета депутатов, РО РОО «Белая Русь» И.В.Прудниковой, заместитель председателя райисполкома Т.В.Кондратенко, начальника отдела идеологической работы и по делам молодежи, председателя РО «Белорусский фонд мира» В.В.Рыськова, где напомнили слова Президента, который сказал, что ВНС должно объединить делегатов от всех регионов и слоев населения, представителей власти и нашего общества. Вместе, толокой можно преодолеть любые препятствия, найти выход из самой сложной ситуации.
Заместитель генерального
директора по идеологической работе,
кадрам и социальным вопросам Ж.В.Кустрей