1. 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ОБРАЗОВАНИЯ МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ (15 ЯНВАРЯ 1938 ГОДА)
Образование Могилевской области происходило в тесной взаимосвязи с общественно-политическими, социально-экономическими и культурными процессами, происходившими на восточнобелорусских землях в 1920-1930-х годах.
После заключения Рижского мирного договора 18 марта 1921 года, по условиям которого Западная Беларусь стала частью польского государства, перед руководством БССР на повестку дня встал вопрос о расширении территории республики. Состоявшая всего из 6 уездов бывшей Минской губернии: Бобруйского, Борисовского, Игуменского, частично Мозырьского, Минского и Слуцкого, она не могла полноценно развиваться. Создание СССР 30 декабря 1922 года предоставило возможность решения данного вопроса. В постановлении ЦБ КП(б)Б от 16 сентября 1922 года значилось: «считать целесообразным поставить вопрос о расширении территории Советской Социалистической Республики Беларусь исходя из политической целесообразности».
В 1923 году активизировалась деятельность руководства БССР по возвращению восточнобелорусских земель. На совещании по национальному вопросу, состоявшемся в июне 1923 года в Москве, представитель КП(б)Б В.Богуцкий в своем выступлении подчеркнул необходимость приращения территории республики путем присоединения Витебской и Гомельской губерний. Одновременно ЦБ КП(б)Б передало в ЦК РКП(б) «Докладную записку о территории БССР», в которой белорусские деятели А.Червяков, В.Игнатовский, В.Нодель, А.Гетнер изложили мотивы укрупнения территории республики.
Необходимость воссоединения БССР объяснялась соображениями внешнеполитического характера, поскольку многие мероприятия в БССР проводились с учетом резонанса, который они будут иметь в Польше. Мнение внешнеполитического характера подкреплялись внутриполитическими и социально-экономическими моментами о необходимости проведения работы среди местного населения по развитию системы образования на белорусском языке. Констатировался факт, что укрупнение территории республики будет содействовать ее более эффективному социально-экономическому развитию.
Политбюро ЦК РКП(б) 12 июля 1923 года признало расширение территории республики «принципиально необходимым».
В результате проведенной во второй половине 1923 – начале 1924 гг. партийными органами работы вопрос об укрупнении территории БССР был решен положительно.
4 февраля 1924 года Президиум ВЦИК РСФСР принял постановление «О передаче БССР части территории РСФСР с преобладающим белорусским населением».
19 февраля 1924 года постановлением Полномочной Комиссии СНК БССР по приему в состав БССР частей Гомельской, Витебской и Смоленской губерний приняты Могилевский, Рогачевский, Калининский уезды и часть Речицкого уезда Гомельской области.
3 марта 1924 года принят декрет Президиума Всероссийского ЦИК «О передаче Белоруссии районов с преобладающим белорусским населением». На основании постановлений Первой Сессии Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета XI-го созыва о передаче Белоруссии районов с преобладающим белорусским населением Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета постановил: передать Белорусской Советской Социалистической Республике:
1. Из состава Витебской губернии по границам старого административного деления уезды: Витебский, Городокский, Дриссенский, Лепельский, Оршанский, Полоцкий, Сенненский, Суражский.
2. Из состава Гомельской губернии уезды: Могилевский, Рогачевский, Быховский, Климовичский, Чериковский и Чаусский и волости Речицкого уезда: Дерновичская, Мухоедовская, Наровлянская, Дудичская со ст[анцией] Калинковичи, Крюковичская, ныне Савичская, Домановичская, Карповичская целиком и части волостей: Автютевичской, Юревичской и ЯкимоСлободской по границам деревень: Боровики, Шепейки, Какуевичи, Александровка, Малые Автютевичи и деревня Домарка.
3. Из состава Смоленской губернии: Горецкий уезд полностью и волости: Шамовская, Старосельская, Казимирово-Слободская и части Бохотской, Ослянской и Соенской Мстиславльского уезда с городом Мстиславлем;
13-16 марта 1924 года принята резолюция VI Всебелорусского Чрезвычайного съезда Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов «О расширении территории Белорусской Республики и задачах советского строительства».
Территория республики делилась на 10 округов: Оршанский, Бобруйский, Борисовский, Витебский, Калининский, Могилевский, Мозырский, Минский, Полоцкий и Слуцкий.
В декабре 1926 года Президиум ВЦИК издал постановление о передаче БССР Гомельского и Речицкого уездов, которые были переименованы в округа.
Вскоре существовавшее административно-территориальное деление подверглось пересмотру.
С июня 1927 года началась постепенная ликвидация округов, а к 1930 году на территории БССР осталось только районное деление.
С 15 января 1938 года в республике было введено областное деление: Витебская область включала в себя 20 районов, Гомельская – 14, Минская – 20, Полесская – 15.
15 января 1938 года решением Первой сессии Верховного Совета СССР была образована Могилевская область, которая включала в себя 21 район: Белыничский, Березинский, Бобруйский, Быховский, Горецкий, Дрибинский, Климовичский, Кличевский, Кировский, Костюковичский, Краснопольский, Кричевский, Круглянский, Могилевский, Мстиславский, Осиповичский, Пропойский, Хотимский, Чаусский, Чериковский и Шкловский.
Данное решение нашло подтверждение в основном государственном документе – статья 29 Конституции СССР изложена следующим образом: «Белорусская Советская Социалистическая Республика состоит из областей: Витебской, Гомельской, Минской, Могилевской и Полесской».
Расширение территории БССР и введение нового административно-территориального деления значительно укрепило ее как союзную республику, активизировало в ней хозяйственное и культурное строительство. Население этих районов положительно относилось к изменению своего государственного статуса.
В настоящее время Могилевская область сумела достигнуть высоких показателей в социально-экономическом развитии.
В текущем периоде в Могилевской области обеспечено выполнение 4 из 8 показателей матрицы задач вертикали власти: номинальная начисленная среднемесячная заработная плата за январь-ноябрь 2022 г. – 113,4 процента при задании на январь-декабрь 2022 г. 109,7 процента, совокупные поступления доходов консолидированного бюджета области за январь-ноябрь 2022 г. – 117,6 процента при задании на январь-декабрь 2022 г. 107,6 процента, объем производства импортозамещающих товаров за январь-сентябрь 2022 г. – 640 млн. долларов при задании на январь-декабрь 2022 г. 820 млн. долларов и снижение уровня затрат на производство и реализацию продукции за январь-сентябрь 2022 г. – «минус» 1,8 процента при нормативе «минус» 1,5 процента.
Валовой региональный продукт. Объем валового регионального продукта (далее – ВРП) за январь-ноябрь 2022 г. составил 13,9 млрд. рублей в текущих ценах, или 97,1 процента к аналогичному периоду 2021 года при задании на 2022 год – 103 процента.
Положительный вклад в прирост ВРП оказали секции «сельское, лесное и рыбное хозяйство» (0,2 процента) и «информация и связь» (0,1 процента). Отрицательное влияние оказали секции: промышленность – «минус» 1,7 процента, строительство – «минус» 0,1 процента, оптовая и розничная торговля – «минус» 0,3 процента, транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность – «минус» 0,6 процента.
Темп производительности труда по ВРП за январь-ноябрь 2022 г. составил 98,8 процента. Соотношение индексов производительности труда и реальной заработной платы за январь-октябрь 2022 г. сложилось на уровне 1,01.
Предпринимательская деятельность. Согласно сведениям инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Могилевской области в январе-ноябре 2022 г. субъектами малого и среднего предпринимательства сформировано 36,8 процента поступлений в бюджет (в январе-ноябре 2021 г. – 39,1 процента).
По состоянию на 1 декабря 2022 г. количество субъектов малого и среднего предпринимательства составило 33 624 (99,5 процента по сравнению с аналогичной датой прошлого года), в том числе индивидуальных предпринимателей – 26 491 (100,3 процента), микро-, малых и средних организаций – 7 133 (96,6 процента).
В 2022 году в области создано 512 коммерческих организаций (в 2021 году – 537), в качестве индивидуальных предпринимателей зарегистрировано 2016 человек (в 2021 году – 3053).
Занятость населения. В январе-ноябре 2022 г. в экономике Могилевской области было занято 431,2 тыс. человек, что составляет 98,4 процента к январю-ноябрю 2021 г.
Списочная численность работников крупных и средних предприятий в январе-ноябре 2022 г. составила 299,3 тыс. человек (в январе-ноябре 2021 года – 306,9 тыс. человек).
В январе-ноябре 2022 г. соотношение принятых и уволенных работников в организациях по области (с учетом малых и микроорганизаций) составило 92,0 процента, что на 0,3 процентного пункта выше аналогичного периода 2021 года (в январе-ноябре 2021 г. – 91,7 процента). Принято на работу 96,9 тыс. человек, уволено – 105,4 тыс. человек. При этом число уволенных работников сократилось по сравнению с январем-ноябрем 2021 года на 5,4 процента (в январе-ноябре 2021 г. принято на работу – 102,1 тыс. человек, уволено – 111,4 тыс. человек).
По крупным и средним предприятиям восполнение кадров в промышленности составило 86,5 процента, сельском, лесном и рыбном хозяйстве – 93,3 процента, строительстве – 84,2 процента, оптовой и розничной торговле – 94,5 процента, транспортной деятельности, почтовой, курьерской деятельности – 71,6 процента, образовании – 92,5 процента, здравоохранении и социальных услугах – 100,1 процента.
В январе-ноябре 2022 году в режиме вынужденной неполной занятости работали 3,0 тыс. человек, или 1,0 процент от списочной численности работников (январь-ноябрь 2021 г. – 2,7 тыс. человек, или 0,9 процента). При этом данный показатель является самым низким среди регионов республики.
Численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем), составила 1,6 тыс. человек (в январе-ноябре 2021 г. – 1,9 тыс. человек).
Численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, составила 1,4 тыс. человек (в январе-ноябре 2021 г. – 0,8 тыс. человек).
Кроме того, в январе-ноябре 2022 г. в целодневном (целосменном) простое находились 6,4 тыс. работников, или 2,1 процента от списочной численности (в январе-ноябре 2021 года – 3,6 тыс. работников, или 1,2 процента).
В то же время в ноябре 2022 года отмечается положительная динамика по сравнению с мартом 2022 года. Так, в режиме вынужденной неполной занятости работали 495 человек, что в 3,0 раза меньше, чем в марте текущего года, в простоях находилось 2,2 тыс. человек, что в 1,8 раза меньше уровня марта 2022 года.
На рынке труда как области в целом, так и регионов наблюдается устойчивое превышение спроса на рабочую силу над ее предложением, что подтверждает реальную возможность для трудоустройства незанятого населения.
При этом отмечается рост спроса на рабочую силу. По состоянию на 1 января 2023 г. в управления по труду, занятости и социальной защите горрайисполкомов (далее – управления по труду) 1,4 тыс. нанимателей области заявили о наличии 9,6 тыс. вакансий (61,0 процент – по рабочим профессиям), что составило 102,5 процента к началу 2022 года.
По итогам работы за 2022 год в целом по Могилевской области обеспечено выполнение прогнозных показателей в области содействия занятости населения, определенных протоколом заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 2022 г. № 1:
удельный вес трудоустроенных граждан, обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите, составил 78,9 процента при прогнозном показателе на 2022 год 75 процентов и возрос к уровню 2021 года на 4,2 процента;
удельный вес трудоустроенных безработных, имеющих дополнительные гарантии занятости – 67,7 процента от числа нуждающихся в трудоустройстве безработных указанной категории при прогнозном показателе 62 процента и возрос к 2021 году на 1,4 процента;
организовано обучение «под «заказ» нанимателя – 84,9 процента при прогнозном показателе на конец 2022 года 77 процентов.
В течение 2022 года в управления по труду Могилевской области за содействием в трудоустройстве обратились 22,1 тыс. граждан, из них 9,3 тыс. человек зарегистрированы в качестве безработных, что составило 104,4 процента и 91,1 процента к уровню 2021 года соответственно.
В 2022 году при содействии управлений по труду трудоустроено 18,4 тыс. граждан, в том числе 6,7 тыс. безработных, из них 2,1 тыс. безработных, имеющих дополнительные гарантии занятости.
В целях повышения конкурентоспособности на рынке труда в 2022 году организовано обучение 748 граждан, в том числе 704 безработных, из них «под заказ» нанимателей с гарантией последующего трудоустройства направлены на обучение 598 безработных.
Для организации предпринимательской, ремесленной деятельности 229 безработным выделены субсидии. Организованы оплачиваемые общественные работы, участие в которых приняли 5,4 тыс. человек.
Заработная плата. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата по Могилевской области за январь-ноябрь 2022 г. составила 1 298,9 рубля. Темп роста к соответствующему периоду 2021 года в номинальном исчислении составил 113,4 процента (по стране – 113,1 процента), в реальном – 98,3 процента (по стране – 98,0 процентов).
В бюджетных организациях области среднемесячная заработная плата в январе-ноябре 2022 г. составила 1 161,2 рубля, или 89,4 процента от средней заработной платы по области. Темп роста к соответствующему периоду 2021 года в номинальном исчислении – 108,4 процента, в реальном – 93,9 процента.
Коэффициент соотношения темпов роста выручки от реализации продукции на 1 работника и темпов роста заработной платы
за январь-октябрь 2022 г. в целом по области составил 1,025.
Материал подготовлен учреждением образования «Могилёвский государственный университет имени А.А. Кулешова» и комитетом экономики Могилевского областного исполнительного комитета.
2 –ой вопрос. О НОВОВВЕДЕНИЯХ В РАБОТЕ С ЭЛЕКТРОННЫМИ ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Со 2 января 2023 года вступил в силу Закон Республики Беларусьот 28 июня 2022 г. № 176-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц».
Внесены изменения в порядок подачи и рассмотрения обращений.
В первую очередь, изменения коснулись порядка подачи электронных обращений в государственные органы и иные государственные организации.
В настоящее время заявители должны вносить такие обращения через государственную единую (интегрированную) республиканскую информационную систему учета и обработки обращений граждан и юридических лиц.
Существовавшие ранее способы (или способ) подачи электронных обращений – размещение в специальной рубрике на официальном сайте организации в сети Интернет и (или) направление на адрес электронной почты – уже не действуют. Соответственно, направленное таким образом обращение не будет рассматриваться в рамках Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон об обращениях).
С учетом этого, в Законе об обращениях изменилось и само понятие «электронное обращение» – это обращение заявителя, поданное посредством системы учета и обработки обращений.
Система учета и обработки обращений обеспечивает возможность подачи электронных обращений и получения результатов их рассмотрения. Для этого создан отдельный сайт ( http://обращения.бел), на котором заявителям необходимо пройти регистрацию с подтверждением подлинности используемых для регистрации данных.
Доступ к системе учета и обработки обращений для заявителей осуществляется бесплатно. Через свой личный кабинет заявитель сможет направить обращения в интересующий его государственный орган или организацию, а по результатам рассмотрения обращения ответ заявителю придет в личный кабинет. В то же время, если заявитель в своем электронном обращении попросит дать ему письменный ответ, то такой ответ ему будет дан в установленном порядке.
Требования, предъявляемые к электронным обращениям граждан и юридических лиц, практически остались прежними.
Так, в соответствии со статьями 12 и 25 Закона об обращениях электронные обращения граждан должны содержать:
наименование и (или) адрес организации либо должность и (или) фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы лица, которым направляется обращение;
фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания);
изложение сути обращения.
К электронным обращениям, подаваемым представителями заявителей, должны прилагаться документы в электронном виде, подтверждающие их полномочия.
Электронное обращение может быть оставлено без рассмотрения по существу, если в нем:
суть излагается посредством ссылок на интернет-ресурсы;
текст не поддается прочтению;
допускается употребление нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.
Внедрение системы учета и обработки обращений в работу государственных органов и организаций позволит автоматизировать процессы учета и обработки обращений, обеспечить хранение обращений и результатов их рассмотрения, а также исключить возможность злоупотребления правом на обращение со стороны заявителя – в практике имеются случаи, когда граждане направляли обращения под вымышленными именами или от имени других лиц.
Материал подготовлен управлением по работе с обращениями граждан и юридических лиц Могилевского областного исполнительного комитета
Рассмотрены вопросы:
3.ПРИОРИТЕТЫ И ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БЕЛОРУССКОЙ НАУКИ.НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ;
4.ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПОЖАРОВ. НЕОСТОРОЖНОСТЬ ПРИ КУРЕНИИ. БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПЕЧНОГО И КОТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ. ЭЛЕКТРООБОГРЕВАТЕЛИ. БЕЗОПАСНАЯ РЫБАЛКА
В 2022 году в области произошло 734 пожара (в 2021 году – 796), унесшие жизни 78 человек (в 2021 году – 104 человека), в том числе одного ребенка. Пострадало 55 человек, в том числе 3 ребенка (в 2021 году – 45 человек, в том числе 1 ребенок). В результате пожаров уничтожено 133 строения, 43 единицы техники, 326 тонн грубых кормов.
Основные причины пожаров:
-
неосторожное обращение с огнём – 254 пожара (в 2021 – 264 пожара);
-
нарушение правил устройства и эксплуатации отопительного оборудования – 155 пожаров (в 2021 – 180 пожаров);
-
нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования – 186 пожаров (в 2021 – 215 пожаров);
-
детская шалость с огнем – 14 пожаров (в 2021 – 13 пожаров);
-
нарушение правил эксплуатации газовых устройств – 7 пожаров (в 2021 – 12 пожаров);
-
проявление сил природы – 5 пожаров (в 2021 – 5 пожаров);
-
иные причины (устанавливаются) – 89 пожаров (в 2021 – 76 пожаров).
В жилом фонде произошло 589 пожаров (в 2021 – 669 пожаров).
Основная категория погибших – пенсионеры (38%) и неработающие (37% из общего числа погибших).
В сельской местности произошло 389 пожаров, погибло 49 человека.
I. По статистике, в период с 25 декабря по 7 января среднее количество пожаров увеличивается на 20 % по отношению к обычным дням, а гибель на них людей возрастает в 2 раза. Наступивший год в очередной раз подтвердил статистическую точность.
Пример: Роковой по предварительным данным оказалась незатушенная сигарета для 65-летнего жителя д. Зарубец Кричевского района. Тревожный звонок в службу МЧС поступил от местных жителей 31 декабря в 09-42 – из-под кровли дома шел дым. Хозяина без признаков жизни обнаружили на полу. В результате пожара повреждено имущество в комнате, закопчены стены и потолок в доме.
Пример: Сигаретный след прослеживается и в возникновении пожара частного жилого дома в д. Ямки Чериковского района. Пожар произошел 31 декабря около 11 часов утра. Когда спасатели прибыли к месту вызова, дом был полностью охвачен огнем. 49-летнего хозяина без признаков жизни обнаружили на полу в одной из комнат. В результате пожара уничтожены отделка стен и потолка в комнатах дома, а также имущество в доме.
В 2022 году в области произошло 186 пожаров из-за нарушения правил устройства и эксплуатации отопительного оборудования и теплогенерирующих установок.
Рыбалка зимой – это не только экстремальное хобби, но и частая причина несчастных случаев на льду. Даже опытные рыбаки зачастую совершают ошибки, которые влекут за собой непоправимые последствия. С ноября прошлого года на водоёмах по всей стране утонули 40 человек, из которых двое детей (данные актуальны на 10 января).
Относительно безопасным называют лед толщиной не менее 7 см – чем больше, тем лучше. Он зеленого или голубовато-зеленого цвета. Грязный, буро-серый лед обычно уже подтаявший и непрочный. При температуре в 0 °С, сохраняющейся на протяжении трех дней, прочность льда снижается на 25%.
Тонкий лёд чаще всего расположен около устьев рек и притоков, вблизи бьющих ключей и стоковых вод, а также деревьев, кустов и камыша. Проверить его проще всего палкой или другими подручными средствами. Не стоит делать это прыжком на лёд или ударом ноги по нему.
Спасение утопающего – это, в первую очередь, дело рук самого утопающего, поэтому стоит правильно экипироваться перед выходом на лёд или зимней рыбалкой. Возьмите с собой хотя бы минимальный набор спасательных средств: веревку, палку, доску, спасательный жилет, «кошки» для того, чтобы выбраться.
НЕЛЬЗЯ:
Собираться группами на отдельных участках льда; приближаться к промоинам, трещинам, прорубям на льду; переходить водоем по льду в запрещенных местах; выезжать на лед на мотоциклах, автомобилях вне переправ, а также скатываться на санках, лыжах с крутых берегов на тонкий лед.
Помните, что борьба с холодной водой – процесс кратковременный. В зависимости от температуры человеку достаточно провести в воде от 5 до 15 минут до наступления летального исхода. Для детей эти цифры ещё меньше. Во избежание ЧС, усильте контроль за своими детьми, постоянно отслеживайте их местонахождение, объясните опасность игр на водоемах, коварство кажущегося прочным льда. Сделайте все возможное во избежание беды.
Материал подготовлен Могилевским областным управлением МЧС Республики Беларусь
И.о. заместителя генерального директора
по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам ОАО «Кричевцементношифер» Н.С. Свиногон