1. Политическая безопасность как основа общественно-политической стабильности суверенного государства. Избирательная кампания 2024 года в новых правовых условиях
Доложила заместитель генерального директора по идеологической работе и социальным вопросам Ж.В.Кустрей.
2. Коррупция – как негативное явление. Противодействие экстремизму. Проинформировал оперуполномоченный группы по борьбе с экономической преступностью Кричевского РОВД В.А. Березуев. Рассказал о профилактике совершения коррупционных преступлений, принятии мер по соблюдению Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-3 «О борьбе с коррупцией», Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины». Приведены примеры совершения коррупционных правонарушений в сфере производства Кричевского района, Могилевской области. Было отмечено, что среди выявленных коррупционных преступлений наиболее распространены злоупотребления служебными полномочиями.
3. Оперативная обстановка в области. Предупреждение гибели и травматизма детей. Детская шалость с огнём. Безопасность на водоёмах. Неосторожное обращение с огнем. Печное отопление. Безопасная елка. Пиротехника
Доложили заместитель генерального директора по идеологической работе и социальным вопросам Ж.В.Кустрей; Начальник Кричевского ОСВОД П.А. Лукьянов.
3. Возможности кредитной поддержки молодых специалистов и молодежи до 31 года при строительстве жилья и приобретении домашнего имущества.
Председатель профкома О.А. Беленков рассказал о мероприятиях, проводимых на предприятии, ответил на поступившие вопросы от работников предприятия.
1 вопрос. ПОЛИТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОСНОВА ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ СУВЕРЕННОГО ГОСУДАРСТВА. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ 2024 ГОДА В НОВЫХ ПРАВОВЫХ УСЛОВИЯХ
Способность государства обеспечить политическую безопасность – свидетельство его состоятельности.
Как подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, принимая 15 июня 2023 г. верительные грамоты послов зарубежных государств, «Беларусь уже долгие годы остается своего рода заповедным краем спокойствия и стабильности. В таких условиях комфортно жить и работать».
Защищенность политической системы нашей страны от внутренних и внешних угроз критически важна, поскольку от ее состояния зависит способность Беларуси реализовывать независимую государственную политику. Поэтому эти вопросы традиционно находятся в центре внимания Президента Республики Беларусь. Особенно сегодня, когда против нашей страны развязаны информационная, санкционная и другие войны, беспрецедентные по своему масштабу.
«Мы вступаем в электоральную кампанию. Она будет длительной: начиная с местных органов власти, местных Советов, Всебелорусского народного собрания и заканчивая президентскими выборами. С одной стороны, мобилизация людей и наша мобилизация. С другой стороны, конечно, надо сделать так, чтобы не раскачалась страна и общество» – отметил А.Г.Лукашенко 28 июля 2023 г. на встрече с Председателем Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Кочановой Н.И. и Главой Администрации Президента Республики Беларусь Сергеенко И.П.
1. Республика Беларусь в геополитических реалиях XXI века
Современные международные отношения характеризуются нарастанием противоречий между основными субъектами мировой политики. Формируются коалиции держав, противостоящих друг другу по важнейшим вопросам миропорядка и фундаментальным ценностям. Продолжается раскол мира на противоборствующие военно-политические, финансово-экономические и технологические блоки.
Агрессивный характер военной политики стран Запада перестал маскироваться формулировками об «исключительно оборонительной» направленности их военных доктрин. Военная сила рассматривается как основное средство отстаивания своих интересов. Снижается порог для принятия решений на ее применение.
США стремятся расширить т.н. «зону ответственности» НАТО, создать новые военные альянсы с целью «сдерживания» Китая и России.
Справочно:
На мадридском саммите НАТО в июне 2022 г. в Северо-атлантический альянс были приглашены Швеция и Финляндия без учета последствий такого шага (Финляндия вступила в НАТО 5 июля 2023 г.). Одновременно было принято решение об увеличении военного присутствия Альянса на восточном фланге с 40 до 300 тыс. чел.
Как следствие, ускоренными темпами деградирует
архитектура международной безопасности (в том числе система нераспространения и контроля
над вооружениями) на фоне эскалации недоверия, роста
военных потенциалов и неконтролируемой гонки вооружений
(в
первую очередь в Европе).
Справочно:
По данным Стокгольмского института исследований проблем мира (SIPRI), в 2022 году военные расходы продемонстрировали самый резкий рост (+13%) как минимум за 30 лет. При этом на долю трех крупнейших стран (США, Китай и Россия) пришлось 56% мирового объема военных расходов.
В 2022 году начало расти количество действующего ядерного оружия. Из общего мирового запаса, составлявшего в январе 2023 г. примерно 12 512 боеголовок, 9 576 находились в военных запасах для потенциального использования, что на 86 больше, чем в январе 2022 г. Россия и США вместе обладают почти 90% всего ядерного оружия.
Создавшаяся ситуация стала причиной многих региональных конфликтов, которые впоследствии могут перерасти в глобальные, что будет представлять собой угрозу уже для всего человечества.
Справочно:
По данным Гейдельбергского института исследований международных конфликтов (HIIK, ФРГ), в 2022 году в мире было зафиксировано 216 войн и вооруженных конфликтов, что на 12 больше, чем в 2021 году.
Международную обстановку обострил вооруженный конфликт на Украине, превратившийся в прокси-войну. Существует угроза его эскалации в случае, если в него вмешаются войска НАТО.
В ухудшении международных отношений сыграла роль радикализация политических режимов ряда государств.
Справочно:
В ФРГ правый экстремизм находит все больше
сторонников: праворадикальная партия «Альтернатива для Германии» занимает
вторую по популярности позицию среди немецких политических партий. По данным
Федерального ведомства по защите Конституции ФРГ, в 2022 году в стране
насчитывалось 38,8 тыс. правых экстремистов, из которых 14 тыс. были
агрессивными.
По официальным данным, в 2022 году в неонацистских акциях, организованных
ультраправыми, приняли участие почти 16 тыс. чел.
(в 2021 году – немногим более 7,5 тыс. чел.).
Власти Латвии продолжают нагнетать
антироссийские и антибелорусские настроения. Дискриминация по расовому признаку
является основной причиной введения официальной Ригой с 10 августа 2021 г.
чрезвычайного положения на границе с Республикой Беларусь.
С 2022 года жестокое обращение латвийских силовиков с беженцами отмечали в
своих докладах о правах человека Государственный департамент США, международные
организации Amnesty International и «Врачи без границ». Национальное законодательство
запрещает латышам выражать свое мнение по вопросам, которые могут «бросить
вызов независимости, суверенитету, территориальной ценности или власти». При
этом, как отмечают независимые наблюдатели, «трактовка «угрозы национальной
безопасности» здесь весьма широка».
В Эстонии среди населения начали быстро набирать популярность оппозиционные партии националистического толка – «Отечество» и Консервативная народная партия. В этой стране регулярно отмечаются случаи дискриминации русскоговорящих граждан. Руководители упомянутых правонационалистических партий агитируют за окончательную ликвидацию русскоязычных школ, выступают против роста числа мигрантов в стране.
Следование отдельных европейских государств в неонацистском идеологическом фарватере подтверждают набирающая обороты кампания по переписыванию в Европе истории Второй мировой войны, циничные попытки обеления нацистских преступников и их пособников.
Справочно:
В Латвии
ежегодно 16 марта проходят шествия бывших легионеров
«Ваффен-СС» и их последователей. Мемориалы в их честь охраняются государством. Только в 2022
году в ходе очередной кампании по уничтожению советского наследия разрушено
порядка
120 объектов, включая памятники красноармейцам–освободителям.
В Литве 6 октября 2020 г. на Антакальнисском кладбище в г.Вильнюсе был открыт памятник А.Раманаускасу, принимавшему участие в еврейских погромах и убийствах коммунистов (уже 4-й по счету монумент в его честь). В открытии памятника «национальному герою» принял участие Президент Литвы Г.Науседа.
В Эстонии в местечке Синимяэ регулярно проводятся «слеты» ветеранов 20-й эстонской дивизии СС и их ультраправых сторонников. В конце 2022 года эстонское руководство заявило о намерении снести сразу 244 монумента советским воинам.
В Польше ежегодного проводятся т.н. «марши проклятых
солдат», участники которых чтут память Р.Райса (псевдоним «Бурый»), который в
январе–феврале 1946 г. вместе со своим отрядом участвовал в сожжении пяти
деревень в Восточной Польше и убийстве 79 мирных жителей из-за их белорусского
происхождения и православного вероисповедания. Только за последние два года
Институтом национальной памяти Польши уничтожено
38
мемориалов советской эпохи.
В Чехии 30 апреля 2020 г. в пражском районе Ржепорие установлен памятник «власовцам». На Ольшанском кладбище в г.Праге находится мемориал РОА, у которого регулярно проводятся памятные акции. Местом притяжения чешских неонацистов является восстановленный в 2011 году в н.п.Корженов (Либерецкий край) мемориал «Железный крест» в память о чешских добровольцах в рядах вермахта и «Ваффен-СС».
Во Франции в мае 2023 г. в г.Париже в очередной раз был санкционирован ежегодный марш неонацистов, собравший 550 чел.
Как подчеркнул Глава государства А.Г.Лукашенко 20 июня 2023 г. на встрече с министрами иностранных дел государств–членов ОДКБ, «против суверенных стран, которые не следуют указаниям Запада, развязаны полномасштабные гибридные войны».
Сегодня отдельными государствами и коалициями активно используются инструменты политико-дипломатического, экономического и иного давления для продвижения своих интересов.
Реализация таких инструментов хорошо прослеживается на примере «работы» Евросоюза с руководством Украины и ряда стран–участниц СНГ.
Справочно:
В Украине, Молдове и Грузии анонсируется вступление в ЕС «в обозримой перспективе». Вместе с тем реализация такой возможности увязывается с безусловным следованием государственных органов этих стран политике Брюсселя.
Используя армяно-азербайджанский конфликт, Евросоюз «подтягивает» Армению в зону своего влияния. Один из примеров –размещение на армянской территории Гражданской миссии ЕС для содействия стабильности в приграничных районах, которая фактически представляет собой инструмент для сбора информации о ходе конфликта и анализа вариантов «помощи». Одновременно ЕС, заинтересованный в масштабных поставках газа из Азербайджана, избегает прямого конфликта с этой страной, что прослеживается в крайне осторожных заявлениях брюссельских бюрократов в адрес официального Баку.
В 2023 году ЕС принял «меры помощи» в поддержку вооруженных сил Молдовы и Грузии за счет Европейского фонда мира.
Для оказания давления на суверенное белорусское государство западные субъекты международной политики используют инструменты «мягкой силы» (санкционный прессинг, искусственное ограничение официальных контактов с Беларусью, медийная война и др.).
Справочно:
Несколько разноплановых примеров: по данным МИД Республики Беларусь, в СМИ Литвы материал о Беларуси, содержащий объективную информацию о нашей стране, появляется один раз в полгода.
В Латвии с марта 2020 г. в отношении граждан Беларуси действуют ограничения на получение виз.
В Польше различным структурам и объединениям запрещено реализовывать совместно с официальными представителями белорусской стороны любые мероприятия под угрозой наступления правовой ответственности и лишения финансирования.
В Швейцарии в июле 2023 г. белорусским учащимся – участникам 55-й Международной химической олимпиады (IChO 2023), проходившей на базе Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zürich), было запрещено выступать в статусе национальной команды; вместо государственной символики им было разрешено использовать «нейтральный» белый флаг.
В ряде случаев предпринимаются попытки откровенной дискриминации нашей страны на международной арене.
Справочно:
Примером являются санкции и ограничения Вашингтона в отношении авиакомпании «Белавиа». Так, с марта 2022 г. Министерство торговли США ввело расширенный контроль в отношении связанных с авиацией товаров, направляемых в Беларусь, включая новые лицензионные требования для определенных самолетов. В апреле 2022 г. 7 самолетов Boieng-737, эксплуатируемых «Белавиа», были добавлены в перечень нарушителей мер экспортного контроля (фактически были отстранены от выполнения международных рейсов). В июне 2022 г. был принят запрет на любые экспортные привилегии для «Белавиа».
Сравнительно небольшое по размерам белорусское государство продолжает успешно сопротивляться таким гигантам, как Евросоюз и США. Мы не «прогибаемся» под них, что вызывает у них раздражение. Западные «стратеги» по-прежнему рассчитывают спровоцировать обвал белорусской экономики с дальнейшими политическими последствиями. Одновременно в Беларуси пытаются извне задействовать различные механизмы дестабилизации внутренней обстановки.
Единственный способ успешно противостоять нынешней неприкрытой гибридной агрессии и грабительским санкциям, обеспечить политическую безопасность – единство народа на основе Конституции Республики Беларусь.
2. Политическая безопасность – основа общественно политической стабильности Республики Беларусь
В соответствии с проектом новой Концепции национальной безопасности Республики Беларусь политическая безопасность – состояние защищенности политической системы Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее реализацию независимой государственной политики, гармоничное развитие общества и государства, сохранение традиционных основополагающих ценностей белорусского народа, соблюдение конституционных прав и свобод личности.
Состояние защищенности политической системы на
общемировом уровне принято считать через призму индекса политической
стабильности. Согласно данным рейтинга The Global Economy (составляется на основе данных Всемирного банка,
Международного валютного фонда, Организации Объединенных Наций и Всемирного
экономического форума), среднее значение индекса политической стабильности для Беларуси с 1996 по
2021 год составляло 0,12 балла. Минимум наблюдался в 2020 году (-0,9 балла),
что неудивительно, учитывая предпринятую попытку мятежа. Сегодня в мировом
рейтинге Беларусь имеет высший для себя показатель с 1996 года – 0,74 балла.
Для сравнения: средний мировой показатель в
2021 году по 194 странам составил 0,07 балла.
Яркое свидетельство обеспечения политической безопасности – достижение общественного согласия по ключевым вопросам развития белорусского государства.
Подтверждением этому стали результаты республиканского референдума 27 февраля 2022 г. по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь.
Справочно:
В голосовании на референдуме приняло участие 5 359 403 гражданина, или 78,63% от числа граждан, внесенных в списки для голосования.
За принятие решения по вынесенному на референдум вопросу «Принимаете ли Вы изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь?» проголосовало 4 440 830 граждан, или 82,86% от принявших участие в голосовании граждан.
Раздел IV Конституции Республики Беларусь был дополнен главой, посвященной высшему представительному органу народовластия Республики Беларусь – Всебелорусскому народному собранию (далее – ВНС). Определение конституционного статуса данного государственного органа обусловило пересмотр ряда полномочий Главы государства, Парламента, Правительства, судов и порядок формирования органов местного самоуправления.
Повышение статуса ВНС – яркий пример реализации принципов народовластия, открытости государства для общества в нашей стране.
ВНС – уникальный политический институт, принимающий ключевые стратегические решения, прямые аналоги которого отсутствуют в зарубежных политических системах.
Справочно:
Особый правовой статус Всебелорусского народного собрания как высшего представительного органа народовластия обеспечивается участием в его деятельности представителей всех ветвей власти, органов местного самоуправления, а также гражданского общества, в том числе наиболее представительных общественных объединений, выражающих интересы различных слоев населения, а также профсоюзов.
ВНС призвано выполнять основную стабилизирующую роль в отношениях между ветвями власти и, соответственно, наделяется достаточным функционалом для предотвращения различного рода политических кризисов.
Сильный Президент, влиятельный Парламент, инициативное Правительство при связующей роли Всебелорусского народного собрания – такова формула дальнейшего правового обеспечения функционирования в Республике Беларусь системы государственного управления в результате проведенной нормотворческой работы после референдума.
Эффективная деятельность государственных институтов в интересах общества регламентируется Директивой Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения», комплексные изменения в которую были внесены Указом Главы государства 13 июня 2023 г. В настоящее время Директивой № 2 предусмотрены следующие основные новации.
В целях совершенствования работы с
поступающими обращениями граждан, а также доведения на системной основе до
населения актуальной информации о деятельности государственных органов по
наиболее волнующим население вопросам на руководителей государственных органов
возложена обязанность по максимально широкому внедрению современных способов
обратной связи с населением, использованию возможностей информационных
систем и социальных сетей (видеохостинги,
мессенджеры, диалоговые площадки
и т.д.), а также ведению
официальных аккаунтов в популярных социальных сетях.
Руководителям государственных органов также необходимо проводить на постоянной основе информационно-просветительскую работу с населением, в том числе встречи в трудовых коллективах, по актуальным вопросам социально-экономического и общественно-политического развития, активно привлекать к данной работе политологов, социологов, иных представителей экспертного общества.
Обеспечено существенное обновление сферы осуществления административных процедур. Приоритетным направлением в данной сфере стала цифровизация административных процедур (перевод осуществления административных процедур в электронную форму, формирование информационных ресурсов в рассматриваемой сфере и др.).
Пересмотрен порядок проведения прямых телефонных линий в работе с населением в целях усиления значимости и эффективности. Так, руководители республиканских органов, облисполкомов, Минского горисполкома и (или) их заместители проводят прямые телефонные линии вторую субботу каждого месяца с 9.00 до 12.00 (по остальным субботам проведение прямых телефонных линий возлагается на начальников структурных подразделений). В то же время сохранен действующий график проведения прямых линий для председателей районных, городских исполкомов (каждую субботу с 9.00 до 12.00).
Учитывая занятость населения, в целях предоставления возможности гражданам обращения на личный прием в удобное время принято решение о проведении руководителями государственных органов, в том числе местных органов власти, личного приема с 8.00 до 13.00 либо с 15.00 до 20.00. При этом хотя бы один раз в месяц личный прием должен заканчиваться не ранее 20.00. До внесения изменений в Директиву личный прием проводился только с 8.00 до 13.00.
В политической системе Беларуси прочно закрепились общественные обсуждения важнейших законопроектов и проведение диалоговых площадок. Эти мероприятия объединяют десятки тысяч людей которым важна судьба нашей страны, нашей Родины как единого, целостного, суверенного государства, готовых участвовать в политической жизни Беларуси. Среди самых значимых тем диалоговых площадок – обсуждение изменений и дополнений Конституции, проектов Закона о Всебелорусском народном собрании, новой Концепции национальной безопасности.
Справочно:
за 11 месяцев 2023 года в Могилевской области проведено почти 2 тысячи диалоговых площадок, в которых приняло участие более 8,5 тысяч жителей Могилевщины.
Беларусь традиционно является примером межнационального и межконфессионального мира и согласия в центре Европы. Тем не менее, недопущение формирования, проникновения либо распространения идеологии нацизма, неофашизма, экстремизма, сепаратизма, расовой, национальной, религиозной либо иной социальной нетерпимости, а также неуважительного отношения к государственным символам, использования экстремистской символики и атрибутики является одним из важнейших факторов общественно-политической стабильности.
Выявлять, профилактировать и пресекать попытки реабилитации нацизма всеми правовыми методами позволяет принятый 14 мая 2021 г. Закон Республики Беларусь «О недопущении реабилитации нацизма».
Справочно:
В этом Законе определены основные направления профилактики реабилитации нацизма: формирование в обществе нетерпимости к нацизму, создание информационной продукции для недопущения его реабилитации, мониторинг соблюдения законодательства, противодействие реабилитации нацизма при увековечении памяти погибших, содействие прославлению Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне.
Дальнейшее поступательное развитие гражданского общества на основе традиционных основополагающих ценностей белорусского народа связано с подписанием 14 февраля 2023 г. Главой государства законов «Об основах гражданского общества» и «Об изменении законов по вопросам деятельности политических партий и других общественных объединений».
Произошла очистка партийного поля от декоративных объединений и тех деструктивных структур, чья деятельность направлена на подрыв основ конституционного строя страны.
Справочно:
Министерством юстиции Республики Беларусь 19 мая 2023 г. принято решение об отнесении к имеющим право на взаимодействие с государственными органами (организациями) в особых формах следующих субъектов гражданского общества: Республиканское общественное объединение «Белая Русь»; Белорусское общественное объединение ветеранов; Общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи»; Общественное объединение «Белорусский союз женщин»; Федерация профсоюзов Беларуси.
Основными задачами этих общественных организаций являются, в том числе, обеспечение гражданского (народного) единства, а также независимости, государственного суверенитета и территориальной целостности нашей страны.
В настоящее время в Республике Беларусь осуществляют деятельность четыре политические партии: Белорусская партия «Белая Русь»; Коммунистическая партия Беларуси; Либерально-демократическая партия Беларуси; Республиканская партия труда и справедливости.
«Предназначение партий – не бороться с государством, а конкурировать между собой на уровне проектов, законодательных инициатив. Все, что нацелено на созидание. Причем надо понимать, что каждое принимаемое на государственном уровне решение должно удовлетворять одновременно все группы населения: и бюджетников, и предпринимателей, и пенсионеров», – подчеркнул Президент А.Г.Лукашенко 10 ноября 2023 г. на встрече с руководителями политических партий.
3. Обеспечение электорального суверенитета – один из основных национальных интересов в политической сфере
В условиях нарастания блокового противостояния некоторые государства и альянсы цинично используют проходящие в других странах выборы как средство вмешательства во внутренние дела этих суверенных государств с использованием широкого спектра инструментов «цветных революций».
Справочно:
Например, в 2003–2005 годах на постсоветском пространстве «цветные революции» состоялись в Грузии («Революция роз» 2003 год), Украине («Оранжевая революция» 2004 год), Кыргызстане («Тюльпановая революция» 2005 год). Наиболее острые формы иностранное вмешательство в избирательный процесс приобрело в Украине.
США и государства Европы в качестве механизма
прессинга своих идеологических и геополитических соперников традиционно
активно используют, в том числе, формат международного наблюдения за
выборами. При
этом текущая методология БДИПЧ по наблюдению за выборами до сих пор не
утверждена
государствами–участниками ОБСЕ, что позволяет Западу «гибко» ее применять,
главным образом, в отношении постсоветских государств. Сама схема подбора
персонала в руководство и штабы наблюдательных миссий, методология разработки
пособий для наблюдателей, формата отчетных документов и алгоритмы подведения
итогов наблюдения свидетельствуют о прямом влиянии их разработчиков и
руководства наблюдательных миссий на характер оценок состоявшихся выборов.
Справочно:
Явным примером подобной недобросовестной практики выступает различное отношение к наблюдению за выборами на постсоветском пространстве и в странах Запада.
Например, БДИПЧ ОБСЕ традиционно направляет в страны СНГ мониторинговую миссию в широком составе, в то время как в так называемых «развитых демократических странах» работает ограниченное число представителей БДИПЧ или наблюдение не ведется вовсе. Для сравнения: в 2015 году в Казахстан (президентские выборы) было направлено более 450 наблюдателей, Кыргызстан (парламентские выборы) – более 350, Беларусь (президентские выборы) – 340, Таджикистан (парламентские выборы) – 180, а вот в Финляндии (парламентские выборы) и Польше (президентские и парламентские выборы) – наблюдения не было.
При этом наблюдается «географический перекос» в деятельности БДИПЧ ОБСЕ по мониторингу за выборами: в приоритете по наблюдению остаются «государства к Востоку от Вены» (в 98,7% случаев мониторинга) и только дважды направлялись в западную часть региона ОБСЕ (в США в 2004 и 2016 годах).
Крайне редко представители западных наблюдательных миссий критикуют выборы в странах Евросоюза или в США, даже несмотря на наличие зафиксированных независимыми правозащитниками фактов нарушений.
Отчеты БДИПЧ ОБСЕ и ПАСЕ об итогах ранее состоявшихся в Республике Беларусь выборов традиционно носили крайне субъективный и политизированный характер.
Объектом критики со стороны западных наблюдателей регулярно выступала процедура досрочного голосования избирателей в Республике Беларусь. И это при том, что подобная практика активно применяется во многих странах т.н. «устоявшейся демократии».
Справочно:
Например, досрочное голосование в Швеции
начинается
за 18 дней до выборов. В США досрочно можно голосовать во многих штатах
за 50 дней. Досрочное голосование предусмотрено также в Японии, Австралии,
Новой Зеландии, Канаде, Дании, Финляндии, Эстонии, Латвии, Норвегии, Таиланде.
Кроме того, во многих европейских странах осуществляется голосование по почте: в Австрии, Швейцарии – за 35 дней; Франции, Норвегии – за месяц до основного дня голосования.
В 2020 году наше общество прошло, пожалуй, самую жесткую проверку на прочность. Во время проведения президентских выборов внешние и внутренние оппоненты белорусского государства попытались реализовать силовой сценарий захвата власти в нашей стране, используя широкий спектр политических технологий протеста.
Беспристрастно проанализировав события последних лет в Беларуси, мы сознаем, к каким крайне негативным последствиям нашу страну могли привести лживые призывы предателей своего Отечества, действующих по указке извне и за счет зарубежных грантов. «Гибридный» блицкриг против Беларуси провалился. Мы вместе самоотверженно отстояли независимость страны. Отстояли, потому что на нашей стороне была Правда, стремление жить и трудиться на своей земле и по своим законам.
В новой редакции Концепции национальной безопасности Республики Беларусь планируется впервые закрепить понятие «электоральный суверенитет».
Справочно:
«Электоральный суверенитет» – неотъемлемое и исключительное право государства самостоятельно и независимо организовывать и проводить выборы, референдумы в целях обеспечения реализации полновластия народа и свободы его выбора при верховенстве Конституции и национального законодательства, недопущения вмешательства в избирательный процесс.
Оценивая динамику геополитической обстановки в мире, Глава государства А.Г.Лукашенко 20 октября 2022 г. на совещании по вопросам формирования Всебелорусского народного собрания и изменения избирательного законодательства предупредил: «Легких избирательных кампаний ждать не приходится. Сами видите, в каких условиях находится наша страна. Неопределенность международной обстановки, беспрецедентное внешнее давление, информационные атаки и провокации».
4. Комплексная корректировка норм Избирательного кодекса Республики Беларусь
Внесенные в Избирательный кодекс Республики Беларусь (далее – Кодекс) изменения – часть масштабной работы по модернизации политической системы страны, проводимой в соответствии с изменениями Основного Закона белорусского государства, принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г.
Основные новации избирательного законодательства:
· изменены требования к кандидатам в Президенты (одно и то же лицо может быть избрано Президентом не более двух сроков);
· Кодекс дополнен отдельным разделом в связи с приданием конституционно-правового статуса ВНС, который определяет порядок избрания представителей от местных Советов депутатов и гражданского общества во Всебелорусское народное собрание;
· предусмотрен единый день голосования на выборах депутатов всех уровней (в последнее воскресенье февраля на пятый год окончания полномочий представительных органов). Конституционный Суд Республики Беларусь признал целесообразным введение единого дня голосования, поскольку такая мера способствует сокращению организационных и финансовых издержек на проведение выборов, созданию дополнительных удобств для избирателей и условий для более качественной работы избирательных комиссий всех уровней. Помимо этого, одновременное проведение выборов в представительные органы власти позволит общественно-политическим силам страны планомерно готовиться к избирательному процессу;
Справочно:
Единый день голосования введен в США, Канаде, Мексике, России, ряде государств Южной Америки, Африки, Европы.
· оптимизирован порядок избрания членов Совета Республики. Выборы в верхнюю палату Парламента будут организованы депутатами местных Советов нового созыва, избранными в единый день голосования;
· предоставлено право лицам, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, принимать участие в голосовании. Особенности участия в выборах и референдуме указанной категории лиц будут регламентироваться на уровне актов ЦИК (также как в отношении лиц, осужденных к аресту или находящихся в ЛТП);
· регламентированы процедуры признания выборов Президента, членов Совета Республики, депутатов Палаты представителей неконституционными или нелегитимными;
· изменен порядок формирования Центральной избирательной комиссии (избрание ее Председателя и членов на ВНС), уточнены отдельные полномочия ЦИК;
· оптимизирована система избирательных комиссий и порядок образования избирательных округов в связи с проведение выборов депутатов в единый день голосования;
· предусмотрено снятие требования о минимальной явке избирателей на выборах депутатов Палаты представителей в целях унификации подходов в проведении парламентских и местных выборов в единый день голосования;
· закреплено ограничение на выдвижение кандидатами в Президенты, в депутаты Палаты представителей, в члены Совета Республики граждан, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;
· предусмотрено право всех зарегистрированных кандидатов в депутаты Палаты представителей направлять своих представителей в окружные избирательные комиссии в качестве членов этих комиссий с правом совещательного голоса в целях повышения прозрачности работы избирательных комиссий (ранее данное право предоставлялось только политическим партиям, выдвинувшим своих кандидатов);
· предоставлено право лицам, выдвигаемым кандидатами в депутаты, создавать собственные избирательные фонды для финансирования расходов, связанных со сбором подписей избирателей (ранее эта возможность предоставлялась кандидатам в Президенты);
Справочно:
Размеры фондов увеличены (например, для кандидатов в депутаты Палаты представителей с 1000 до 2000 базовых величин).
· изменено количество подписей избирателей, необходимых для выдвижения кандидатом в депутаты местного Совета депутатов: не менее 1% избирателей, проживающих на территории данного избирательного округа, но не менее 10 подписей избирателей;
· уточнен статус наблюдателей, которыми могут являться представители политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, а также граждан, обладающих избирательным правом (институт наблюдателей не будет применяться на выборах членов Совета Республики и делегатов ВНС);
Справочно:
Нововведением является изменение сроков аккредитации наблюдателей, что позволит обеспечить слаженную работу комиссий по организации и проведению непосредственно голосования избирателей: наблюдатели аккредитуются при соответствующих комиссиях не позднее дня, предшествующего дню начала досрочного голосования, а при проведении отзыва депутата – не позднее дня, предшествующего дню голосования об отзыве депутата.
· предусмотрены определенные изменения порядка голосования.
Справочно:
Изменено время досрочного голосования, которое будет проходить с 12 до 19 часов без перерыва, так как наибольшая активность избирателей в рабочие дни наблюдается во время обеденного перерыва и после окончания рабочего времени.
Для организации голосования по месту нахождения избирателей предусмотрена возможность изготовления пяти переносных ящиков вместо трех, что позволит обеспечить права на участие в выборах избирателей, желающих голосовать по месту нахождения, в том числе на случай ухудшения эпидемиологической обстановки.
Ряд новаций направлен на обеспечение электорального суверенитета в Беларуси:
· предусмотрено, что не будут образовываться участки для голосования за рубежом, что связано с имеющимся отрицательным опытом проведения избирательных кампаний, в том числе по причине неблагоприятной эпидемиологической обстановки;
· введен запрет выдвижения на выборные должности лиц, у которых имеется гражданство иностранного государства либо документ, предоставляющий права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью;
· установлен запрет на вынос выданного бюллетеня за пределы помещения для голосования, а также осуществление фото- и видеосъемки заполненного бюллетеня. Нарушение данной нормы повлечет применение мер административной ответственности к правонарушителям;
· предусмотрено опубликование в печатных СМИ сообщения об образовании территориальных и участковых комиссий без указания персональных данных их членов, учитывая поступавшие в ходе электоральных кампаний угрозы в адрес членов избирательных комиссий (сообщения должны содержать количественный состав комиссии, способ выдвижения и контактные данные комиссии (адрес и номер телефона)).
Актуальным является вопрос обеспечения информационного сопровождения предстоящих электоральных кампаний. В этих целях при ЦИК образован постоянно действующий Научно-экспертный совет, который оказывает содействие ЦИК в анализе правоприменительной практики, выработке предложений по совершенствованию избирательного законодательства, мониторингу и применению опыта проведения выборов за рубежом.
Популяризации избирательного процесса, а также повышению политической культуры среди подрастающего поколения будет способствовать и созданный Молодежный совет при ЦИК.
С учетом норм Кодекса произведена корректировка системы регистрации и учета правонарушений в Беларуси (24 октября 2023 г. Глава государства подписал Закон «Об изменении Закона Республики Беларусь «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений»).
Законом закреплено право субъектов гражданского общества, участвующих в выборах делегатов ВНС, запрашивать сведения о правонарушениях при реализации норм законодательства о выборах (срок их предоставления – в течение трех дней со дня поступления запроса).
В период
подготовки и проведения единого дня голосования
будет обеспечено эффективное сочетание правовых, информационных,
предупредительно-профилактических мер по
недопущению беспорядков и иных противозаконных действий со стороны
организованных групп и отдельных лиц.
В этом плане значительная роль отведена органам внутренних дел (далее – ОВД), основные усилия которых сконцентрированы на организации правопорядка и обеспечении общественной безопасности, а также выявлении и пресечении возможных правонарушений, оперативном реагировании на любые происшествия.
Справочно:
За 10 месяцев т. г. в сравнении с аналогичным периодом 2022 года в стране уменьшилось количество несанкционированных массовых мероприятий на 23,4%, а число участников протестных акций – на 77,7%.
На сегодняшний день ОВД располагают достаточным ресурсом сил и средств для надлежащего реагирования на возможные вызовы и угрозы.
Отвечая 6 октября 2023 г. на вопрос о
вероятности повторения событий мятежа 2020 года в период предстоящей
электоральной кампании, Президент А.Г.Лукашенко заявил: «Не повторится.
Это невозможно… Мы уже этого наелись, мы люди опытные, обучаемся как следует. Пусть даже не рассчитывают раскачать
Беларусь. Мы этого не позволим. Это – наша страна. Те, кто раскачивают,
знают, к чему это приведет».
5. Избирательная кампания–2024
Избирательная кампания – знаковая веха в развитии любой страны, испытание и проверка на прочность ее политической системы.
Главным критерием готовности государства к проведению честных и открытых выборов является качество и полнота правового регулирования избирательных процедур и процессов.
Вместе с тем практика проведения электоральных кампаний в отдельных странах Запада демонстрирует несовершенство избирательного законодательства этих государств и, как следствие, – значительное количество фиксируемых нарушений.
Справочно:
Сегодня в США острые дискуссии вызывает тема электоральной реформы: предложения республиканцев по радикальным изменениям избирательной системы блокируются демократами. Пробелы в американском законодательстве и недостатки в работе избирательных комиссий неоднократно приводили к тому, что мертвые души не только голосовали, но и избирались. Например, в 2022 году на выборах в палату представителей победили демократы Тони ДеЛука (32-й законодательный округ штата Пенсильвания) и Саймон Силва (округ Сан-Диего, Калифорния), причем во втором случае многие избиратели даже не знали о его уходе из жизни вплоть до объявления результатов.
Независимыми экспертами признано, что «наиболее грязной избирательной кампанией в Евросоюзе стали прошедшие 15 октября 2023 г. выборы и республиканский референдум в Польше». Представители БДИПЧ ОБСЕ отметили, что правящая на тот момент партия «Право и справедливость» (ПиС) имела явное преимущество за счет неправомерного влияния на использование государственных ресурсов и государственных СМИ, а сама кампания характеризовалась «широким использованием риторики нетерпимости, ксенофобии и женоненавистничества». Партия ПиС обошла законы о финансировании избирательных кампаний. Вопросы, вынесенные на референдум, носили «откровенно манипулятивный характер» и по сути являлись «предвыборной листовкой ПиС». Отмечалась и непрозрачность процесса аккредитации значительного числа международных, парламентских и неправительственных наблюдателей (например, перед выборами запретили въезд в Польшу международному наблюдателю ОБСЕ, депутату белорусского Парламента Д.Карасю). В итоге явка на референдуме провалилась, а у ПиС оказалось всего 194 депутатских кресла в Сейме из 460 возможных и только треть – в Сенате. По данным польских СМИ, за время выборов наблюдатели зафиксировали 312 правонарушений (причем 173 из них связаны с выносом, перемещением, подделкой и уничтожением бюллетеней). Как считает глава делегации ПА ОБСЕ П.Х.Понс, «выборы в Польше показали эрозию системы сдержек и противовесов государства».
В Болгарии на прошедших 29 октября 2023 г.
выборах в местные органы власти (первый тур) зафиксировано рекордное количество
сообщений о нарушениях избирательного законодательства, которые были связаны в
основном с подкупом голосов и неправомерной агитацией. За месяц (с начала
электоральной кампании и до дня голосования включительно) было подано более 1,8
тыс. сигналов, что вдвое больше по сравнению с предыдущими местными выборами
в 2019 году, образовано более 160 досудебных производств.
В Беларуси в полной мере учтен зарубежный опыт проведения выборов разного уровня.
Президент
Республики Беларусь А.Г.Лукашенко
подписал
20 ноября 2023 г. указы № 367 «О назначении выборов депутатов» и
№ 368 «О назначении выборов в Совет Республики Национального
собрания Республики Беларусь».
В соответствии с требованиями Конституции Республики Беларусь предусматривается проведение выборов в Палату представителей
Национального собрания восьмого созыва и местные Советы депутатов двадцать девятого созыва в единый день голосования –
25 февраля 2024 г.
Выдвижение кандидатов в депутаты начинается за 70 дней и заканчивается за 40 дней до выборов.
Справочно:
Избиратели в зависимости от места
регистрации для голосования будут получать от
2 бюллетеней (как, например, жители г.Минска для голосования на выборах
депутатов в Палату представителей и Минского городского Совета депутатов) до
4 бюллетеней (как, например, жители сельских населенных пунктов для
голосования на выборах депутатов в Палату представителей и депутатов сельского,
районного и областного Советов депутатов).
Согласно избирательному законодательству для удобства избирателей выдаваемые бюллетени будут отличаться по цвету и (или) иметь отличительный знак.
Выборы в Совет Республики Национального собрания восьмого созыва состоятся 4 апреля 2024 г.
Выдвижение кандидатов в члены Совета Республики Национального собрания начинается через 15 дней и заканчивается не позднее чем через 25 дней после единого дня голосования.
Информация о подготовке и проведении электоральной кампании–2024 размещается на интернет-сайте Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь в разделах «Выборы депутатов в единый день голосования» и «Выборы членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва» Календаря выборов и референдумов по адресам:
https://www.rec.gov.by/ru/election-schedule-ru/view/elections-2024-86;
https://www.rec.gov.by/ru/election-schedule-ru/view/vosmogo-sozyva-88
Не позднее 6 марта 2024 г. ЦИК должна определить дату
выборов делегатов Всебелорусского народного собрания от местных Советов
депутатов и гражданского общества. Согласно избирательному законодательству,
крайней датой проведения выборов делегатов ВНС является 10 апреля 2024 г. В
соответствии с частью 5 статьи 89–2 Конституции Республики Беларусь, первое заседание ВНС в новом конституционном
статусе должно состояться не позднее
60 дней после выборов депутатов, т.е. не
позднее 25 апреля 2024 г.
ЦИК, государственным органам, иным организациям поручается принять меры по организации выборов, а Правительству – обеспечить финансирование расходов на их подготовку и проведение за счет средств республиканского бюджета.
Если всем гражданам будет понятен механизм избирательного процесса, если все будут понимать свои права и обязанности, то люди не будут поддаваться различным фейкам и информационным вбросам.
****
В нашей стране политическая система выстроена таким образом, чтобы ни внутренние, ни внешние факторы не смогли помешать дальнейшему поступательному развитию белорусского государства и общества.
В 2024 году избирательная кампания в Республике Беларусь будет проходить с учетом новых стратегических направлений развития нашей страны, которые наш народ определил на конституционном уровне.
Белорусы вступают в электоральный период на фоне начавшихся масштабных процессов общественно-политического развития. На законодательном уровне существенно усовершенствован механизм обеспечения консолидации усилий личности, общества и государства в целях реализации национальных интересов.
Президент
Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 9 ноября 2023 г.
на встрече с Председателем Совета Республики Национального собрания Республики
Беларусь Кочановой Н.И. подчеркнул: «Мы откровенно и честно сказали, что будем
всячески участвовать в этих выборах.
Я имею в виду вертикаль власти. Это
очень важная кампания в Беларуси. Важнее
политической кампании в будущем году нет. Следом же формирование
Всебелорусского народного собрания, избрание делегатов на это собрание».
Власть сделает все для того, чтобы обеспечить электоральный суверенитет Республики Беларусь, провести выборы – 2024 спокойно, открыто и объективно.
3 вопрос «Оперативная обстановка в области. Предупреждение гибели и травматизма детей. Детская шалость с огнём. Безопасность на водоёмах. Неосторожное обращение с огнем. Печное отопление. Безопасная елка. Пиротехника».
За 11 месяцев текущего года в Могилевской области произошло 722 пожара (в 2022 году – 646), погиб 71 человек (в 2022 году – 70 человек). Пострадало 77 человек (в 2022 году – 50), в том числе 14 детей (в 2022 году – 3 ребёнка). В результате пожаров уничтожено 132 строения, 30 единиц техники, 39 тонн грубых кормов (в 2022 году – 128 строений, 41 единица техники, 344 тонны грубых кормов).
Основными причинами возникновения возгораний стали:
Ø неосторожное обращение с огнём – 227 пожаров (в 2022 – 239 пожаров);
Ø нарушение правил устройства и эксплуатации отопительного оборудования – 141 пожар (в 2022 – 123 пожара);
Ø нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования – 210 пожаров (в 2022 – 186 пожаров);
Ø детская шалости с огнем – 24 пожара (в 2022 – 13 пожаров);
Ø нарушение правил эксплуатации газовых устройств – 10 пожаров (в 2022 – 6 пожаров).
В жилом фонде произошло 558 пожаров (в 2022 – 518 пожаров). В городах произошло 345 пожаров (в 2022 – 309 пожаров), погибло 33 человека (в 2022 – 28 человек). В сельской местности произошло 377 пожаров, (в 2022 – 337 пожаров), погибло 38 человек (в 2022 – 42 человек).
I. Предупреждение гибели и травматизма детей
В текущем году в Республике погибло семь детей. Причины пожаров различны, но за каждым случаем стоит главный фактор, сыгравший трагическую роль в гибели детей – это фактор родительской беспечности! Именно по вине взрослых, допускающих неосторожность в обращении с огнем, курящих прямо в кровати и не гасящих окурок до последней искры, безответственно относящихся к исправности в жилье электропроводки и печного отопления, эксплуатирующих давно устаревшие электроприборы и газовое оборудование, хранящих спички и другие опасные предметы в зоне доступа детей, не обращающих внимание на времяпрепровождение и круг общения ребенка, – словно тонкие ниточки обрываются детские жизни.
Пример: 22 ноября трагедия произошла в Ляховичском районе Брестской области. На пожаре погибли семилетняя девочка и её четырёхлетний братик. Мама в момент возникновения пожара находилась на работе, дети были дома одни. Пожар произошёл рано утром, когда деревня еще спала, поэтому местные жители обнаружили горение, когда дом уже пылал. Причина произошедшего устанавливается. Специалисты не исключают, что трагедия могла произойти из-за короткого замыкания электропроводки.
Пример: 15 апреля вечером спасателям поступило сообщение о пожаре в квартире по улице Заднепровской в городе Орша. Горела квартира на втором этаже пятиэтажного жилого дома. На полу в кухне спасатели обнаружили 27-летнюю женщину с пятилетним ребенком. Несмотря на усилия медиков, пострадавших спасти не удалось. К трагедии привела детская шалость с огнем.
Пример: 24 мая в 01-39 спасателям поступило сообщение об открытом горении частного жилого дома в деревне Чухово Пинского района. Прибывшими спасателями под обрушившимися конструкциями без признаков жизни была обнаружена 34-летняя сожительница хозяина дома и двое малолетних детей: 3-летняя дочь и годовалый сын. Хозяин дома на момент пожара находился на работе. Огонь практически дотла испепелил жилье: уничтожена кровля, перекрытие, имущество, повреждены стены. Причина пожара – неисправность электрооборудования.
II. Детская шалость с огнём
В текущем году на 85 % увеличилось количество пожаров по причине детской шалости с огнём. (В 2023 году – 24 пожара, в 2022 – 13 пожаров).
Справочно: Бобруйск – 6 случаев, Бобруйский район – 2, Горецкий – 2, Могилёвский – 3, Чаусский – 2, Круглянский – 1, Чериковский – 1, Костюковичский – 1, Краснопольский – 1, Осиповичский – 1, Хотимский – 1, Кличевский – 1, Могилёв – 1, Белыничи – 1.
Пример: 22 ноября вечером произошёл пожар в здании общежития по улице Калинина в Белыничах. Работниками МЧС из здания спасено 10 человек, эвакуировано 38 человек. К сожалению, не обошлось без пострадавших. 42-летний мужчина, проживающий на первом этаже, пытался самостоятельно потушить пожар и получил сильные ожоги рук. Огнем серьезно травмирована 11-летняя девочка – она находится в крайне тяжелом состоянии на ИВЛ в Минске.
Как выяснилось, трое подростков 12, 13 и 14-ти лет, учащиеся ГУО «Средняя школа №1» и «Средняя школа №2», гуляя по городу, замёрзли и зашли в общежитие погреться. У младшего из ребят была с собой зажигалка. Семиклассник поджег ветошь на одной из детских колясок. Вспыхнуло пламя, а подростки выбежали из подъезда. Огонь мгновенно охватил первый этаж. В результате пожара закопчены стены и потолок на этаже, уничтожены детские коляски.
Пример: Едва не закончился трагедией пожар, произошедший 3 августа в Могилёве. В этот день трое детей: пятилетний Максим, семилетняя Мария и восьмилетняя Соня находились под присмотром бабушки. В обеденное время бабушка отправилась в магазин за молоком, предусмотрительно оставив открытой входную дверь. Пока сёстры играли в комнате, Максим пробрался на кухню и, приставив стул к шкафу, достал спички.
Мальчик, чтобы сёстры ему не мешали, уединился на балконе и стал поджигать и разбрасывать спички. Пламя попало на благодатную почву – загорелось кресло. Мальчик рассказал об этом сестрам и испуганные дети, вместо того, чтобы выбежать из дома, спрятались в дальней комнате. Благо, прохожие вовремя заметили дым и вызвали спасателей. Дети не пострадали, а вот квартира сгорела. К слову, Максим уже неоднократно проявлял интерес к огню, однако родителей это не насторожило, и они просто убрали спички на полку, наивно полагая, что пятилетний смышленый ребёнок там их не найдёт.
Пример: Четыре пожара за три дня (15 – 17.09 2023г) произошло в Могилёве с «легкой руки» учащегося 8 класса. 15 сентября он развёл огонь в подвале многоквартирного жилого дома по ул. Крупской, в результате чего была уничтожена детская коляска и повреждена теплоизоляция водопроводных труб на площади 3 кв.м. 16 сентября он пошалил с огнём в общежитии по пер. Мечникова. В результате пожара в коридоре третьего этажа поврежден диван, закопчена стена. 17 сентября днём с разницей в 18 минут он зажёг сначала в коридоре седьмого этажа общежития по ул. Крупской, а потом переместился в коридор пятого этажа соседнего общежития. В результате пожаров повреждены детские велосипеды и детская коляска.
Детей всегда тянет к опасностям, к запретному и неизведанному. Оказавшись в нужную минуту рядом, Вы предотвратите беду. Расскажите детям о том, что ни в коем случае нельзя баловаться со спичками, зажигалками, использовать для розжига бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся жидкости. Главная задача – не запретить, а объяснить детям, почему нельзя и почему это опасно!
Безопасность ребенка является основным звеном в комплексе его воспитания и к каждому возрасту нужен свой подход. Для малышей – игра лучший способ познания мира. Подойдут сказки, сказочные герои, чье поведение обязательно нужно обсуждать с малышом, мультики. Можно дать дотронуться до теплой кружки пальчиком – научить, что такое «горячо». Не достаточно просто запрещать и говорить «нельзя», нужно объяснять почему.
Школьникам постарше – моделировать путь из школы домой, различные ситуации. Проиграть по ролям, что будет делать ваш ребенок, если...
Подросткам – давать нужную литературу для раздумий, жизненные примеры и обращение к авторитетам.
Даже взрослому человеку для того, чтобы освежить в памяти какие-то знания необходимо возвращаться к ним примерно через полгода. Поэтому тему безопасности нужно повторять с детьми регулярно.
Детьми в первую очередь движет страх наказания. И если у него ранее закрепилась установка «я сделал что-то плохое, и значит, меня накажут», то в случае опасности он будет стремиться скрыть от взрослого этот факт, и как следствие без помощи и поддержки взрослого совершит неправильные действия.
Как этого избежать? Психологи советуют отделять поступки ребенка от оценки его личности. Простыми словами, нужно учиться правильно ругать ребенка: НЕ «ты плохой, потому что поступил так-то», а «ты поступил неправильно, но это не значит, что ты плохой». То есть, каждый родитель должен донести до своего ребенка, что они любят своего ребенка и готовы прийти к нему на помощь вне зависимости от того, совершил ли он какую-то шалость или попал в какую-то историю.
Да, это звучит трудно, но поверьте, эти инвестиции помогут в будущем защитить ребенка от беды. Ведь, доверительные отношения– это мост, по которому в сложной ситуации ребенок вернется за советом ко взрослому.
Чтобы не повторять огненных трагедий, запомните и соблюдайте следующие правила:
· Не оставляйте малолетних детей без присмотра. Прежде, чем доверить младшего ребенка старшему, убедитесь, знает ли последний, как вести себя в случае возникновения непредвиденной ситуации. Уходя из дома, не закрывайте на замок детей. Обязательно предупредите соседей или родственников, если по каким-то причинам вы вынуждены оставить детей одних.
· Исключите игры детей со спичками, зажигалками. Храните их в недоступных местах.
· Демонстрируйте соблюдение всех правил безопасности личным примером. Это очень важно! В раннем возрасте дети «впитывают» все, как губки, и хорошее, и плохое.
· Не разрешайте малолетним детям самостоятельно пользоваться газом, топить печи, включать электроприборы. Не оставляйте их наедине с включенным телевизором.
· Подробно объясните ребенку порядок его действий при пожаре или при возникновении другой ЧС. Выучите вместе телефоны экстренных служб. Научите его тому, что главное, при возникновении любой ЧС – это эвакуироваться, спасать свою жизнь.
· Сделайте все возможное для того, чтобы дети доверяли Вам, не боялись сообщить, даже если что-то натворили.
· Каким бы взрослым не казался Ваш ребенок, предостерегите его от беды. Поговорите, предупредите, убедите в том, что минутная беспечность может привести к трагедии. Постоянно отслеживайте местонахождение Вашего ребенка.
· Бдительность, внимание, забота и любовь – эти незыблемые истины должны быть в основе родительского воспитания.
III. Безопасность на водоёмах
С приходом календарной зимы стала актуальна и безопасность на водоемах. Тонкий лед не останавливает заядлых рыбаков в желании порыбачить, что приводит к трагедии.
Пример: 21 ноября в 16-32 в службу МЧС от очевидцев поступило сообщение, что в озере «Маславичи» вблизи деревни Воронино Быховского района утонул человек. Прибывшие спасатели обнаружили на поверхности озера на расстоянии около 8 м от берега полынью. На берегу находился мужчина, который пояснил, что его знакомый попытался проверить прочность льда в озере для рыбной ловли и провалился в воду. Мужчина ничем не мог ему помочь, так как в момент происшествия находился в машине и не видел произошедшего, обнаружил полынью, когда пошел искать своего друга. Работники МЧС обнаружили в озере и извлекли на берег тело утонувшего мужчины 1988 г.р., жителя Быхова.
Пример: 3 декабря в столичном водохранилище Дрозды в 20 метрах от берега в полынье нашли утонувшего 69-летнего рыбака.
С приходом первых морозов вода в водоемах покрывается льдом, на который торопятся выйти любители-рыболовы. Первый лед очень коварен, он только кажется прочным, а на самом деле он не выдержит тяжести не только взрослого человека, но и ребенка.
Как правило, во время становления льда, водоемы замерзают неравномерно, по частям: сначала у берега, на мелководье, а затем уже на середине. На озерах, прудах лед появляется раньше, чем на речках, где течение задерживает образование льда.
Необходимо помнить, что лед голубого цвета прочный. Белого – выдерживает тяжесть в два раза меньше. А появился серый или желтоватый оттенок – ненадежен и крайне опасен. Выход на неокрепший лед толщиной менее 7 см. представляет серьезную угрозу для жизни человека – борьба с холодной водой – процесс кратковременный. В зависимости от температуры человеку достаточно провести в воде от 5 до 15 минут до наступления летального исхода.
Дети особенно уязвимы: порог сопротивляемости детского организма еще более низок, ребенок быстро переохлаждается в воде и быстро устает.
Пример: 15 марта 2021 года на реке Палуж Краснопольского района, пытаясь спасти своего младшего брата, утонула 5-летняя девочка. В этот роковой день малолетние дети играли на речке неподалеку от своего дома, причем играли без присмотра взрослых. В это время на речке находилась местная жительница, которая стирала белье в полынье. Пожилая женщина сделала детям замечание, но они не реагировали и продолжали кататься по льду. В какой-то момент женщина увидела, что мальчик провалился под лед. Девочка попыталась помочь брату, но тоже оказалась в воде. В силу возраста помочь детям пенсионерка не могла и побежала за помощью. Мальчика удалось спасти, а девочка погибла.
Трагедия, которую нельзя исправить. И когда она случается, поздно заламывать руки и посыпать голову пеплом. Чтобы предотвратить беду, родители должны приложить максимум усилий, чтобы ребенок знал об опасности, таящейся под неустановившимся, тонким льдом и ни в коем случае нельзя малолетних детей оставлять без присмотра.
Если вы провалились под лед: старайтесь не поддаваться панике, зовите на помощь. Лягте на живот в позу пловца, пока между слоями одежды остается воздух, вы сможете держаться на плаву. Выбираясь из полыньи, налегайте на лед грудью, широко раскинув руки, чтобы увеличить площадь опоры и уменьшить давление. Оказавшись на замерзшей воде, не спешите вставать – широко раскинув руки и ноги откатитесь подальше и ползком добирайтесь до берега.
Стали свидетелем подобной ЧС? В первую очередь оцените обстановку. Подумайте, сможете ли помочь человеку, провалившемуся под лед, самостоятельно. Или лучше позвать кого-то еще? В том случае, если поблизости никого нет, вооружитесь палкой, шестом, веревкой или доской, ползите к полынье, равномерно распределяя вес вашего тела по поверхности и толкая спасательное средство перед собой. Приблизившись на максимально возможное расстояние, не ближе 3-4 метров, протяните тонущему палку или веревку. Когда начнете вытаскивать пострадавшего, попросите его работать ногами, так будет значительно легче справиться. Оказавшись вместе со спасенным человеком в безопасности, вызовите «скорую помощь».
IV. Неосторожное обращение с огнем
Основная категория погибших на пожаре – неработающие (46%) и пенсионеры (39 % из общего числа погибших). 84 % в момент возникновения пожара находились в состоянии алкогольного опьянения. 227 пожаров произошло из-за неосторожного обращения с огнем, как правило, при курении. По этой причине оборвалась жизнь 57 человек, 53 из них на момент возникновения пожара находились в состоянии алкогольного опьянения.
Пример:16 ноября жертвой огня стал 52-летний могилевчанин, проживающий в частном жилом доме по ул. Подгорной. Его без признаков жизни обнаружили на диване. В результате пожара повреждено перекрытие, имущество в комнате, закопчены стены и потолок в доме.
Пример: 27 ноября позднее обнаружение пожара не оставило шансов на спасение 91-летнего жителя деревни Белая Дрибинского района. Местные жители позвонили в службу МЧС, когда дом уже пылал. Со слов соседей и родственников, погибший пенсионер часто курил в жилье, не всегда заботясь о том, чтобы затушить окурок.
Пример: 1 декабря утром спасатели выезжали на ликвидацию пожара частного жилого дома в деревне Сеньково Могилевского района. Дом горел открытым пламенем. Под обрушившимися конструкциями в комнате без признаков жизни был обнаружен 66-летний хозяин. В возникновении и этого пожара прослеживается сигаретный след.
V. Печное отопление
С приходом холодов «во главу угла» стала проблема безопасности при устройстве и эксплуатации отопительного оборудования и теплогенерирующих установок.
Пример: Мать и сын погибли на пожаре в д. Макраны Глусского района. 28 ноября в 10-49 в Глусский РОВД от брата хозяина домовладения поступило сообщение о том, что сгорел дом его брата. Так как деревня малонаселенная, никто из местных жителей не обнаружил пожар. На месте пепелища специалисты обнаружили останки двух человек: 48-летней сожительницы хозяина домовладения и её 22-летнего сына. По данным следствия, накануне бобруйчанка со своим сыном отправились в деревню, чтобы протопить печь в доме сожителя женщины. 28 ноября тревогу забила жена парня, она не могла до него дозвониться, забеспокоилась и, приехав в деревню, обнаружила пепелище. По предварительным данным роковую роль в возникновении пожара могла сыграть неисправная печь.
Пример: Предположительно по аналогичной причине 29 ноября днём загорелся частный жилой дом в деревне Щеглица Могилевского района. В ходе самостоятельного тушения пожара ожоги 30 % тела получила 86-летняя хозяйка дома. 3 декабря пенсионерка скончалась в больнице.
Во избежание печных ЧС:
· Прочистите и побелите дымоход. Скопившаяся в дымоходе сажа не только ухудшает тягу, но и может стать причиной возгорания. Побеленный дымоход в пределах чердака всегда укажет на возможную печную проблему черной копотью.
· Прибейте перед топкой к полу металлический лист. Подойдет цементная или плиточная основа. И даже несмотря на их наличие, не оставляйте открытыми топочные дверцы.
· Не перекаливайте печь. При сильных морозах, печь безопаснее протапливать дважды в сутки, с некоторым интервалом. В процессе топки контролируйте температуру поверхности печи. В случае, когда при контакте ладони с поверхностью печи появляются болевые ощущения, прекращайте топку.
· Опасно сушить и складировать на печах и около печей топливо, одежду и другие горючие вещества, и материалы. Не применяйте для розжига бензин, керосин или другие легковоспламеняющиеся жидкости.
· Не оставляйте без присмотра топящиеся печи и не поручайте надзор за ними детям. Минимум за 2 часа до сна прекращайте топку печи.
VI. Безопасная елка
Ни один Новогодний праздник не обходится без главной «виновницы» торжества – елки. Не забывайте, что даже самое маленькое возгорание на елке может обернуться пожаром. Для того чтобы этого не произошло, придерживайтесь простых правил:
· Если Вы решили ставить в доме «живую» елку – не забывайте своевременно убирать осыпающееся иголки, так как они имеют свойство загораться от малейшей искры.
· Если Вы предпочитаете искусственную ель, при покупке не поленитесь ознакомиться с сертификатом качества новогодней красавицы.
· Уберите ковровые покрытия из помещения, где будет стоять ель.
· Поскольку дети очень любят елочные игрушки, установите лесную (или магазинную) гостью прочно, чтобы ребенок или домашний питомец не смогли ее опрокинуть.
· Елка должна стоять подальше от отопительных приборов, телевизора, батарей.
· Ель должна быть украшена только качественными игрушками и гирляндами заводского производства. Не следует украшать ватой, бумажными игрушками, свечами, ведь они создают опасную ситуацию.
· Ни в коем случае не оставляйте елку с включенной гирляндой без присмотра, выключайте ее перед сном и выходя из дома.
· Возле ели нельзя зажигать бенгальские огни и пользоваться хлопушками.
Если же все-таки что-то загорится, необходимо сразу же позвонить по телефону 101 или 112, а затем приступить к ликвидации пожара, при этом главное- сохранять хладнокровие и спокойствие. Прежде всего, отключите электропитание гирлянды. Синтетическую елку водой не тушат – лучше накрыть ее плотной тканью (предварительно опрокинув на пол), а когда пламя потухнет, вынести на балкон и сразу же тщательно проветрить помещение (при возгорании таких полимеров выделяются отравляющие вещества). Елку натуральную можно тушить всеми подручными средствами, включая воду (при этом гирлянды обязательно должны быть отключены от розетки!). Главное – не переоцените свои силы, если становится опасно – эвакуируйтесь и ждите приезда спасателей в безопасном месте.
VII. Пиротехника
Новогодние и Рождественские праздники принято встречать не только с традиционными шампанским, мандаринами и салатом оливье, но и с залпами салютов и фейерверков.
Правила покупки и запуска пиротехники:
· Покупайте пиротехнические изделия только в специализированных магазинах. При покупке обратите внимание на сроки годности. Инструкция по применению должна быть на русском или белорусском языке. Обратите внимание на целостность заводской упаковки – повреждений на ней быть не должно. Перед применением внимательно изучите инструкцию.
· Храните пиротехнические изделия вдали от нагревательных приборов в недоступном для детей месте. Также не стоит использовать для хранения влажные помещения.
· Нельзя переносить пиротехнику в карманах, под одеждой, хранить без упаковки, а также разбирать или переделывать изделие.
· Запускайте пиротехнические изделия только на открытом воздухе. Отойдите на безопасное расстояние от зданий и сооружений, а также автомобилей. Устанавливая фейерверк, салют, обложите их кирпичами, камнями, землей или снегом. Зажигая фейерверк, присядьте и подожгите фитиль на расстоянии вытянутой руки, после чего быстро отойдите на безопасное расстояние. Если пиротехника не сработала, то приближаться к ней можно не ранее чем через 15-20 минут.
По степени опасности пиротехнические изделия разделяются на 5 классов, в зависимости от того, на каком расстоянии от человека и зданий ее безопасно запускать.
1-й класс: хлопушки, бенгальские огни, фонтаны холодного огня. Их разрешено запускать, держа в руках и в помещении. Пиротехника этого класса не является взрывоопасной ввиду того, что в хлопушках, фонтанах холодного огня и бенгальских свечах нет ударной волны и разлетающихся в разные стороны осколков. Радиус опасной зоны составляет 0,5 метра.
Правила безопасного использования бенгальских огней:
· Не нужно касаться бенгальскими огнями легковоспламеняющихся материалов, например, ваты, тканей. Держите их подальше от волос.
· Не жгите их рядом с различными огнеопасными веществами, например, спиртом или маслом. Не кидайте конфетти во время жжения бенгальских огней.
· Не следует класть бенгальские огни, нужно держать в руках либо ставить в держатель. Класть их можно только на металлическую, каменную либо на глиняную поверхность.
· Не уходите в другую комнату, пока огни не погаснут, а потом опустите их в емкость с водой.
2-й класс: петарды, фонтаны и наземные фейерверки. Эти разновидности пиротехнических изделий запрещено использовать в закрытых помещениях. Безопасный радиус для этих изделий от 20 метров.
3-й класс: ракеты, фестивальные шары и салютные батареи. У этих изделий нет ударной волны, но производить запуск фейерверков этого класса опасности разрешено только на открытых пространствах. Безопасной зоной считается радиус от 30 метров, в зависимости от параметров самого пиротехнического изделия. Немало бед может наделать даже одна ракета. Она способна подняться на 30-тиметровую высоту, пробить оконное стекло и сжечь чью-то квартиру. Ракета неуправляема и непредсказуема. Траекторию ее полета невозможно ни просчитать, ни предугадать. Для смены курса летящего «снаряда» достаточно малейшего препятствия (стена здания, дерево и др.) или порыва ветра.
4-й и 5-й классы. Пиротехнические изделия четвертого и пятого класса разрешено применять только профессионалам, имеющим специальную лицензию.
Особое внимание взрослых хотелось бы обратить на использование пиротехники детьми. Приобретя у нелегальных продавцов пиротехнические изделия, дети начинают «шоу» еще задолго до начала праздников. Ради шутки забрасывают петарды друг другу в капюшоны, бросают их под ноги прохожих. Зачастую происходит следующее – ребенок поджигает петарду и бросает ее на землю, но она не взрывается, следующее действие предсказуемо – ребенок поднимет опасную игрушку, и она взрывается в его руках. Результат всегда печальный: трудно поддающиеся лечению ожоги и травмы. Ну, а если в руке взрывается ракета, то дело оборачивается более серьезными последствиями – ампутацией пальцев, инвалидностью до конца жизни. Обязательно объясните детям, какую опасность таят в себе пиротехнические изделия, и уж тем более не предлагайте им зажечь петарду либо запустить ракету.
В ходе проведения встречи на поступившие вопросы от работников предприятия были даны ответы и разъяснения.
Заместитель генерального директора
по идеологической работе и социальным вопросам
Ж.В.Кустрей.