Проведение единого дня информирования.
В цехах коллектива работников ОАО «Кричевцементношифер» в октябре 2021 г. проведены встречи с работниками цехов в рамках дня информирования.
Заместитель генерального директора по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам Ж.В.Кустрей выступила по основным вопросам темы дня информирования:
- Принимаемые меры по предупреждению коррупционных правонарушений;
- Вакцинация, как фактор сохранения здоровья населения;
- Оперативная обстановка с пожарами в области. Неосторожное обращение с огнем. Отопительный сезон. Электробезопасность;
- Добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии – доступный способ повысить доход в пенсионном возрасте.
22 октября 2021
Вопрос №1. ПРИНИМАЕМЫЕ МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Коррупция (от латинского corruptio - подкуп), комплексное явление, общепринятое толкование которого отсутствует. Термин «коррупция» можно понимать, по меньшей мере, в трех значениях в зависимости от его смысловой нагрузки - как явление социальное, уголовно-правовое и политико-экономическое.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» коррупция – это умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.
Конкретные проявления коррумпированности бесконечно разнообразны: от получения взяток, протекционизма (выдвижения работников по признакам родства, землячества, личной преданности, приятельских отношений) до сложных и завуалированных форм участия должностных лиц, их родственников и близких в различных сферах предпринимательской деятельности, получения незаконных доходов от деятельности субъектов хозяйствования. Коррумпированность должностных лиц высшего уровня, участвующих в законотворчестве, может проявляться в виде лоббирования за вознаграждение определенных законов, голосования определенным образом и т. д.
В уголовно-правовом значении коррупция представляет собой предусмотренные Уголовным кодексом преступления, субъектом которых являются должностные лица. Эти преступления совершаются посредством использования должностными лицами своих полномочий.
Анализируя причины и условия совершения коррупционных преступлений можно отметить, что главным фактором, мотивирующим к совершению противоправных деяний, является корысть, то есть желание должностного лица незаконно обогатиться либо получить какую-либо выгоду, а также завладеть имуществом, использовать его по своему усмотрению. Такие причины в теории называют экономическими. К данному виду причин также можно отнести:
- нестабильность в экономике, зависящая от политики и внешних влияний;
- материальная необеспеченность должностных лиц органов власти и управления, идущих на противоправные деяния ради удовлетворения собственных материальных нужд, а также нужд своей семьи;
- обеспеченность отдельных лиц, имеющих высокие доходы и свободные деньги, которые они могут использовать для подкупа должностных лиц.
Успешность борьбы с коррупцией зависит не только от планомерной и качественной работы, но и от уровня правосознания всех членов общества, желания каждого отдельного гражданина придерживаться законопослушного поведения.
Так, сотрудниками управления внутренних дел Могилевского облисполкома (далее - УВД) и территориальных органов внутренних дел (далее - ОВД) области за 7 месяцев т. г. проделана определенная работа по выявлению лиц, совершивших значимые тяжкие и особо тяжкие коррупционные преступления, фактов причинения вреда в различных отраслях и сферах экономики, в первую очередь, при расходовании бюджетных денежных средств, выполнении государственных программ, осуществлении государственных закупок, а также закупок за счет собственных средств субъектами хозяйствования с долей собственности государства.
В результате проведенных мероприятий на территории Могилевской области выявлено 99 преступлений коррупционной направленности в отношении 95 должностных лиц, из которых 71 относится к категории тяжких
Из указанного количества преступлений, 32 связаны со взяточничеством, 50 хищений путем злоупотребления служебными полномочиями, в том числе 16 в крупном и особо крупном размерах, 16 злоупотреблений и превышений властью или служебными полномочиями.
В настоящее время наиболее подверженным коррупционным рискам является деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования с долей собственности государства в уставном фонде, связанная с расходованием бюджетных денежных средств, в том числе выделенных под реализацию государственных программ, осуществление государственных закупок.
По результатам проведенных мероприятий в данном направлении выявлено 6 коррупционных преступления, по которым в преступной деятельности изобличено 12 лиц, а установленная сумма материального ущерба составила более 300 тыс. рублей.
Так, задокументирована противоправная деятельность ведущего инженера одного из акционерных обществ г. Могилева, который действуя в сговоре с иными лицами, в 2020-2021 гг. совершили хищение более
220 т минеральных удобрений на общую сумму более 89 000 рублей.
23, 27.02, 16.03, 30.04 и 13.07.2021 УСК по Могилевской области в отношении подозреваемых возбуждено пять уголовных дел по признакам составов преступлений, предусмотренных ч. ч. 2-4 ст. 210 УК (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями).
Изобличено во взяточничестве должностное лицо Могилевского районного потребительского общества, которое за благоприятное решение вопросов входящих в его компетенцию, получило от представителей коммерческой структуры в качестве взятки денежные средства в размере 6 675 рублей. 27.02.2021 УСК по Могилевской области в отношении должностного лица возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 430 УК (получение взятки), а в отношении представителей коммерческих структур - ч. 1 ст. 431 УК (дача взятки).
Проведенные мероприятия, направленные на пресечение коррупционных преступлений при осуществлении государственных закупок и закупок за счет собственных средств позволили пресечь преступную деятельность ведущего инженера одного из строительных предприятий и директора коммерческой структуры, которые в период с 29.04 по 24.09.2019 с целью завладения денежными средствами областного бюджета организовали поставку и установку компьютерного оборудования с нарушением технических условий и характеристик, и не соответствующего требованиям проектно-сметных и аукционных документов, что повлекло причинение ущерба на общую сумму 204 190,08 рубля.
28.01.2021 прокуратурой Могилевской области в отношении последних возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 426 УК (превышение власти или служебных полномочий).
Анализ достигнутых в отчетном периоде результатов по выявлению коррупционных преступлений свидетельствует, что по-прежнему одной из наиболее криминогенных, остается сфера агропромышленного комплекса.
Так, пресечена преступная деятельность заведующей товарной фермы сельскохозяйственной организации Горецкого района, которая в период с января по декабрь 2020 года при составлении ежемесячных отчетов о движении скота, внесла заведомо ложные сведения и записи в официальные документы, скрыв от учета падеж 52 голов молодняка КРС, и представила в бухгалтерию хозяйства подложные ведомости, подтверждающие факт получения работниками мяса выбывших на убой животных, которые на самом деле его не получали, в результате причинив существенный вред их правам и законным интересам, а из их заработной платы незаконно удержаны денежные средства в сумме 1 558 рублей.
29.01.2021 Горецким МРОСК в отношении последней возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного
ч. 2 ст. 424 УК (злоупотребление властью или служебными полномочиями).
Кроме того, необходимо отметить, что в данной сфере возбуждено значительное количество уголовных дел по ч. ч. 1, 2 ст. 427 УК (не относятся к коррупционным, однако создают предпосылки для коррупции).
Так, 28.06.2021 прокуратурой Чаусского района возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного
ч. 2 ст. 427 УК, в отношении заведующей молочно-товарного комплекса ОАО Могилевского района, которая в период с 01.01 по 06.04.2021, из корыстной заинтересованности вносила заведомо ложные сведения и записи в официальные документы, сокрыв тем самым падеж 12 голов КРС.
Причинами совершения должностными лицами сферы АПК преступлений, связанных с внесением заведомо ложных сведений в государственную статистическую отчетность (форма 12-сх «Отчет о состоянии животноводства»), а также ведомственную отчетность (форма 311-АПК «Отчет о движении скота и птицы на ферме»), в первую очередь, являются желание скрыть некомпетентность, недостатки и упущения в своей работе, которые приводят к сверхнормативному выбытию животных (падежу) и причинению вреда.
Основными же факторами, влияющими на непроизводственное выбытие животных, являются: ненадлежащие условия содержания скота, несоблюдение рациона его кормления, отсутствие кормов, ветеринарных препаратов и соответствующего лечения.
При этом, ряд должностных лиц данные противоправные действия не только не пресекают, а напротив, злоупотребляя своими служебными полномочиями дают незаконные указания на их совершение.
Например, 31.03.2021 прокуратурой Мстиславского района возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 427 УК, в отношении директора ОАО (депутата Мстиславского районного Совета депутатов 28 созыва), который в январе 2021 года, используя свои служебные полномочия, с целью сокрытия падежа КРС дал указание заместителю директора по животноводству, бухгалтеру по животноводству и заведующему молочно-товарного комплекса и молочно-товарной фермы, внести заведомо ложные сведения в отчеты формы 311 АПК «О движении скота и птицы».
Таким образом, причины совершения противоправных деяний в указанной сфере заключаются в стремлении должностных и иных лиц систематически получать доплаты и надбавки, избежать материальной и дисциплинарной ответственности, скрыть недостатки и упущения в своей работе, в том числе при выполнении различных показателей хозяйственной деятельности, а также желание обеспечивать комфортное пребывание в занимаемых должностях. При этом, причиняется вред как субъекту хозяйствования, так и непосредственно работникам.
Задокументированы преступления и в сфере промышленности.
Так, 02.02.2021 прокуратурой Могилевской области возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного
ч. 3 ст. 425 УК (бездействие должностного лица) в отношении должностного лица одного из ОАО, который, в период с 03 по 28.08.2020, умышленно из корыстной и иной личной заинтересованности, не исполнил требуемых по службе действия при наличии растущей просроченной дебиторской задолженности у ЧТУП, не приняв мер по приостановлению поставок продукции общества, причинив тем самым ущерб обществу на сумму свыше 140 000 рублей.
12.03.2021 прокуратурой г. Могилева возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 210 УК (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями), в отношении должностного лица ОАО «Могилевхимволокно», которое в июле 2019 года, путем внесения заведомо ложных сведений в бухгалтерские документы, совершил хищение товарно-материальных ценностей на сумму свыше 600 рублей.
В ходе проведенных мероприятий сотрудниками ОБЭП Осиповичского РОВД пресечена преступная деятельность должностного лица сферы образования, которое за благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию (сдача внутреннего экзамена без надлежащей оценки знаний и получения водительского свидетельства о прохождении обучения) неоднократно получал от работников организаций и предприятий денежные средства.
11.01.2021, 01.02.2021, 11.03. и 02.06.2021 Осиповичским РОСК в отношении последнего возбуждено четыре уголовных дела по признакам составов преступлений, предусмотренных ч. ч. 1, 2 ст. 430 УК (получение взятки).
В ходе проведенных оперативно-розыскных и иных мероприятий изобличены во взяточничестве (наиболее опасная форма коррупции) должностные лица в сферах: промышленности, образования, здравоохранения и торговли.
Совершенные ими преступления, как правило, связаны с действиями в интересах коммерческих структур при осуществлении закупок, решением вопросов об оплате выполненных работ, поставкой продукции, выдачей разрешительных документов, сдаче экзаменов и др.
К примеру, 26.03.2021 УСК по Могилевской области возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного
ч. 1 ст. 430 УК (получение взятки), в отношении врача учреждения здравоохранения г. Могилева, который в марте т. г., за благоприятное решение вопросов, входящих в ее компетенцию (выдача справки о временной нетрудоспособности), получил в качестве взятки денежные средства.
В ходе расследования данного уголовного дела, 31.03 и 15.04.2021 дополнительно возбуждено два уголовных дела по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 430 УК.
Таким образом, коррупционные проявления характерны фактически для всех отраслей и направлений экономической деятельности, а также при выполнении должностными лицами юридически значимых действий, принятии различного рода решений, осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.
Приведенные выше примеры совершения коррупционных преступлений свидетельствуют о необходимости принятия мер по противодействию коррупции, как со стороны правоохранительных органов, так и непосредственно самих предприятий, учреждений и организаций, и, в первую очередь, в лице ответственных за данное направление деятельности лиц.
Кроме уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений, Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее - Закон) предусмотрен ряд антикоррупционных мер:
- установлены антикоррупционные ограничения и запреты для государственных должностных и приравненных к ним лиц;
- регламентирован порядок урегулирования конфликта интересов;
- содержится правовое регулирование декларирования доходов и имущества, устранения последствий коррупционных правонарушений, осуществления контроля и надзора за деятельностью по борьбе с коррупцией.
В первую очередь Закон направлен на внедрение профилактических механизмов, призванных минимизировать «привлекательность» совершения коррупционных деяний и исключить предпосылки для коррупционного поведения.
В частности, это запрет на трудоустройство в качестве государственных служащих работников, ранее совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий, который не зависит от факта погашения судимости, т.е. носит бессрочный характер.
Предусмотрена норма, устанавливающая временное ограничение в приеме на руководящие должности определенных категорий лиц (в течение пяти лет со дня увольнения по дискредитирующим основаниям). Закреплен механизм лишения права на пенсионное обеспечение, предусмотренное законодательством о государственной службе.
Особое внимание уделяется соблюдению антикоррупционных ограничений.Цель таких ограничений - исключить возникновение даже видимости предрасположенности государственных должностных лиц к получению личных выгод в связи со своим служебным положением и подозрений в том, что принимаемые этими лицами решения по службе являются необъективными.
Государственное должностное лицо не вправе:
- заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через иных лиц, оказывать содействие супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение;
- быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, иной организации, служащим (работником) которого (которой) оно является, либо подчиненного (подчиненной) и (или) подконтрольного (подконтрольной) ему (ей) государственного органа, иной организации;
- принимать участие лично или через иных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами;
- осуществлять поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности, за исключением служебных командировок;
- использовать во внеслужебных целях средства финансового, материально-технического и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа, организации и информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, полученные при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей;
- выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики);
- принимать имущество (подарки), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получать другую выгоду для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей.
Статьей 40 Закона определен порядок взыскания с государственных должностных или приравненных к ним лиц, их супруга (супруги), близких родственников или свойственников, совместно с ними проживающих и ведущих общее хозяйство, незаконно полученных денежных средств имущества, подарков, стоимости выполненных работ, оказанных услуг, которыми они незаконно воспользовались.
Кроме того, в статье 22 Закона закреплено, что государственный служащий не вправе принимать имущество (подарки) или получать другую выгоду в виде услуги, в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий. При этом определено, что полученные государственными служащими при проведении протокольных и иных официальных мероприятий сувениры, стоимость которых превышает пять базовых величин, передаются в доход государства по решению комиссии, создаваемой руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность.
Материал подготовлен
УВД Могилевского облисполкома
Вопрос 2. «О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. ВАКЦИНАЦИЯ, КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ»
В Могилевской области обеспечено устойчивое функционирование системы здравоохранения.
Справочно: медицинскую помощь оказывают 545 организаций здравоохранения, из них 62 больничные, 27 амбулаторно-поликлинических учреждений, 2 станции скорой медицинской помощи, 244 фельдшерско-акушерских пунктов, 95 амбулаторий врача общей практики, 10 больниц сестринского ухода, 11 участковых больниц, 1 госпиталь инвалидов Отечественной войны, 2 специализированных центра медицинской реабилитации, 1 лечебно-диагностический центр, 1 родильный дом, 8 диспансеров, 20 поликлиник для взрослых, 8 поликлиник для детей, 13 стоматологических поликлиник, 2 станции переливания крови, 1 медико-реабилитационная экспертная комиссия, 1 патологоанатомическое бюро, 2 Дома ребёнка, 22 центра гигиены и эпидемиологии, 1 центр профилактической дезинфекции, 71 здравпункта.
В системе здравоохранения Могилевской области по состоянию на 01.01.2021 г. 31 678 работающих. Обеспеченность врачами (по занятым должностям) составляет – 98,3%.
В организациях здравоохранения региона работают 1 доктор и 18 кандидатов медицинских наук, 74,5% врачей и 84,1% специалистов сестринского дела имеют квалификационные категории.
В феврале 2019 года на базе Могилевской областной больницы организован филиал кафедр анестезиологии, реаниматологии и хирургии УО «Витебский государственный медицинский университет».
В 2020 году Могилевской областной больнице присвоено наименование «Клиническая организация здравоохранения», т.к. она является организацией, оказывающей не только медицинскую помощь населению, но и является базой, обеспечивающей получение медицинского образования, повышение квалификации и переподготовку медицинских работников, а также для научных целей медицинских (фармацевтических) организаций.
В 2020 году на первое место работы приступили 236 врачей (37,6% от заявленной потребности) – молодых специалистов, в том числе 66 врачей общей практики. Обеспеченность специалистами с высшим и средним специальным медицинским образованием врачебных амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов составляет 100% (с учетом совместительства).
Важной составляющей в закреплении медицинских кадров на местах, в том числе молодых специалистов, является обеспечение их жильем. В 2020 году для медицинских работников были предоставлены 85 арендных квартиры и 257 мест в общежитии, в том числе для молодых специалистов 54 и 104 соответственно.
По итогам 2020 года все 95 врачебных амбулаторий являются амбулаториями врача общей практики: 91 - расположены в сельской местности, 4 – городские амбулатории врача общей практики. Доля врачей общей практики в общем количестве врачей-терапевтов участковых составила 100%. Сформировано 470 «команд врача общей практики» и доля врачей общей практики работающих в «команде» составляет 100%.
В здравоохранении Могилёвской области внедрены и выполняются государственные социальные стандарты, реализуются государственные программы. Исполнение установленного норматива бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение на 1 жителя за январь–июнь 2021 года составило 363,16 рублей или 61,7 % (при годовом нормативе 588,9 рубля). Во всех агрогородках регионов, или на расстоянии не более 10 км от агрогородка, имеются лечебно-профилактические учреждения (структурные подразделения), в которых осуществляется розничная реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента.
В целях обеспечения граждан доступным и качественным медицинским обслуживанием, в настоящее время в области проводится комплекс мероприятий в рамках реализации Проекта «Модернизация системы здравоохранения Республики Беларусь».
Учреждения здравоохранения Могилевской области подключены к автоматизированной информационной системе «Электронный рецепт» (далее – АИС «Электронный рецепт»). За время работы с АИС «Электронный рецепт» учреждениями выписано 1 785 716 электронных рецептов. За время работы с АИС «Электронный рецепт» выдано 245 616 карт медицинского обслуживания.
В Республике Беларусь была запущена в постоянную эксплуатацию Единая республиканская система телемедицинского консультирования (РСТМК). С этой системой работают 46 организации здравоохранения области, из них: 13 – областного уровня; 17 – районного уровня; г. Могилев – 3; г. Бобруйск – 13.
Благодаря реализации государственных программ в области в 2019-2020 годах завершено строительство нового корпуса Осиповичской центральной районной больницы, построена новая поликлиника в г. Могилеве, выполнены реконструкции роддома Могилевской городской больницы скорой медицинской помощи, Бобруйской городской детской больницы, Кричевской больницы, Кировской и Осиповичской поликлиник, радионуклидной лаборатории Могилевского онкодиспансера, проведены капитальные ремонты Мстиславской поликлиники и др.
Реализация данных проектов осуществлена за счет средств республиканского, областного и местного бюджетов - 85,4 млн. рублей, а также средств, перечисляемых в областной бюджет в виде безвозмездной (спонсорской) помощи, организациями в размере 1,25 % от выручки от реализации товаров (работ, услуг) – 35,6 млн. рублей (Роддом, Могилевская поликлиника).
Как результат реализации Программы развития Юго-Восточного региона расширены возможности Костюковичской центральной районной больницы как межрайонного центра по оказанию медицинской помощи пациентам травматологического, хирургического профилей, гемодиализа для жителей Хотимского и Краснопольского районов. Для области это начало формирования программы межрайонных «опорных клиник».
Дальнейшее развитие получили центры для оказания медицинской помощи пациентам с острым нарушением мозгового кровообращения, в связи с установкой в Кричеве и Осиповичах компьютерных томографов.
В 2020 году дополнительно к имеющимся в области центрам организовано оказание специализированной медицинской помощи в Кричевской ЦРБ (неврологическая, нейрохирургическая), Осиповичской ЦРБ (диализ, скрининг рака молочной железы, неврологическая, нейрохирургическая).
В 2021 году за счет средств ЧАЭС планируется выполнить строительство сетей горячего водоснабжения к лечебным корпусам Краснопольской районной больницы стоимостью 0,4 млн. рублей, в 2021-2022 году - выполнить реконструкцию лечебного корпуса и поликлиники Славгородской центральной районной больницы стоимостью 7,88 млн. рублей. На очереди Чериковская районная больница и поликлиника в г. Кричеве.
За последние 10 лет общая заболеваемость болезнями системы кровообращения (далее БСК) в области увеличилась в 1,6 раза, среди трудоспособного населения в 2,2 раза. Показатель смертности от БСК за 10 лет увеличился на 4,7% (800,6 до 838,6 случаев на 100 тыс. населения), показатель смертности от БСК трудоспособного населения снизился на 6,6% (с 185,8 до 173,5 на 100 тыс. трудоспособного населения).
Выявляемость артериальной гипертензии (далее АГ) среди населения области за последние 10 лет выросла на 81,6% и составила 37,6%, в том числе в трудоспособном возрасте на 150,5% и составила 27,3%.
Учитывая высокую смертность от болезней системы кровообращения и отсутствие единой централизованной базы для диагностики лечения заболеваний кардиологического профиля, с целью оказания своевременной высокотехнологичной медицинской помощи в рамках «золотого часа», в области принято решение о централизации специализированной кардиологической помощи на базах Бобруйской городской больницы скорой медицинской помощи, Могилевской областной клинической больницы (строительство кардиохирургического и палатного кардиологического корпуса) и Могилевской городской больницы СМП (строительство корпуса экстренной хирургии кардиоцереброваскулярной патологии).
На строительство кардиокорпусов из средств республиканского и областного бюджетов запланировано 110,0 млн. рублей. За счет средств республиканского бюджета приобретено ангиографическое оборудование в Бобруйскую городскую больницу СМП им. В.О.Морзона и Могилевскую областную клиническую больницу на сумму 3,2 млн. рублей.
В 2020 году в области проведено всего на сердце 1 177 операций, 224 операции на открытом сердце, 158 операций аортокоронарного шунтирования, 725 стентирований коронарных артерий, 1753 коронароангиографии. В отделение трансплантации Могилевской областной клинической больницы 2020 году проведены 12 трансплантаций почки.
При централизации всех видов кардиологической помощи на единой базе Могилевской областной клинической больницы увеличится в 2 раза количество кардиохирургических операций, сократится очередь ожидания кардиохирургических пациентов до 3-4-х месяцев (в настоящее время 18 месяцев), улучшится доступность кардиотерапевтической помощи жителям не только города, но и села.
Всего за 2020 год в области высокотехнологичная медицинская помощь оказана 3026 пациентам области, сложные оперативные вмешательства – 1763 пациентам. Количество эндопротезирований тазобедренного сустава составило 470, количество эндопротезирований коленного сустава – 82.
Учитывая рост заболеваемости злокачественными новообразованиями и соответственно увеличения потребности населения области в специализированной онкологической помощи, планируется расширение Могилевского областного онкологического диспансера с оснащением тремя линейными ускорителями за счет средств республиканского и областного бюджетов - 48,8 млн. рублей.
В условиях распространения вирусной инфекции COVID-19 проводится реорганизация инфекционной службы области. Начато строительство инфекционного корпуса Могилевской больницы № 1 для организации централизации всей инфекционной службы области.
Высокое потребление кислорода потребовало проведение реконструкции (модернизации) систем лечебного газоснабжения в 8 учреждениях области за счет средств областного и местного бюджетов, из них в 2021 году планируется к реализации 4 проекта в общей стоимостью 1,5 млн. рублей, в Шкловской районной больнице, Бобруйской центральной больнице, Могилевский областном противотуберкулезном диспансере, Могилевской областной больнице медицинской реабилитации. В 2022 году планируется к реализации оставшиеся 4 проекта.
Совершенствование материально-технической базы стационарных организаций здравоохранения сделало возможным выполнение оперативных вмешательств по новым технологиям каждому пациенту в любое время суток.
Основной целью развития здравоохранения Могилёвской области на 2021-2025 годы будет являться повышение эффективности её функционирования на основе улучшения доступности и качества медицинской помощи для населения, эффективности использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов; усиления профилактической направленности здравоохранения при широком вовлечении населения и общественных организаций в формирование здорового образа жизни.
Функционирующая организационная структура, коечный фонд и имеющиеся кадровые ресурсы позволяют решать задачи, поставленные перед здравоохранением Президентом Республики Беларусь, по обеспечению демографической безопасности государства.
В качестве основных индикаторов реализации направлений стратегического развития здравоохранения Могилёвской области на 2021-2025 годы будут использованы показатели деятельности системы здравоохранения. Так, к 2025 году в области планируется достичь ожидаемой продолжительности жизни при рождении 75,6 года.
О ВАКЦИНАЦИИ ПРОТИВ COVID-19
Во всем мире по состоянию на 12 июля 2021 года зарегистрировано более185 млн. подтвержденных случаев COVID-19, включая 4 млн. смертей. Огромные цифры, за которыми стоят люди. Крайне настораживает выявление в республике и области «дельта» или индийский вариант коронавируса, который крайне заразный.
На сегодняшний день все больше данных накапливается о последствиях заболевания коронавирусной инфекцией. Перенесенная коронавирусная инфекция даже в случае выздоровления оставляет после себя длительные последствия (так называемый постковидный синдром или «постковидный хвост»), что существенно влияет на качество жизни переболевших. У пациентов в течении многих месяцев могут сохраняться мышечные и головные боли, слабость, одышка, тревога и депрессия, потеря обоняния, снижение памяти и внимания, проблемы с легкими и сердцем.
Несмотря на огромное число заболевших, подавляющее большинство населения в большинстве стран все же остается чувствительным к этому вирусу. Обследования распространенности по данным серологического скрининга позволяют предположить, что в большинстве стран COVID-19 инфицировано менее 20% населения.
Сегодня все мировые ученые пришли к выводу, что одни ограничительные меры не помогут справиться с пандемией, нужен способ для формирования коллективного иммунитета – то есть формирование большой прослойки населения, которая будет иметь иммунитет к вирусу. Самый перспективный способ достижения коллективного иммунитета против COVID-19 - защита людей посредством вакцинации.
Естественный иммунитет к коронавирусу (после перенесенной болезни) не пожизненный (по разным данным в среднем 3-6-9 месяцев). Ожидается, что иммунитет, полученный в результате вакцинации, будет более продолжительным (при необходимости его можно будет поддерживать дополнительными дозами). Поэтому, наиболее быстрый и эффективный способ взять вирус под контроль – это вакцинация. Чем больше людей имеет иммунитет к вирусу, тем быстрее он перестанет циркулировать в человеческой популяции.
В связи с этим в мире проводится кампания вакцинации против инфекции COVID-19 разрешенными к применению доступными вакцинами. Это прекрасная возможность защитить население от коронавирусной инфекции. Такую возможность имеют далеко не все страны.
В мире более 250 вакцин против COVID-19 находится в разработке, 60 – проходят клинические испытания, 11 – уже используются.
По состоянию на 12 июля 2021 года в мире введено более 3 миллиардов доз вакцин.
В Могилевской области также активно проводится кампания вакцинации против коронавирусной инфекции.
Тактика вакцинации против COVID-19 определяется Национальным планом мероприятий по вакцинации против инфекции COVID-19 в Республике Беларусь на 2021-2022 годы, утвержденным Советом Министров Республики Беларусь. План предполагает поэтапное проведение кампании вакцинации с обеспечением охвата не менее 60% населения каждого региона.
Председателем облисполкома утвержден и доведен до сведения заинтересованных План мероприятий по вакцинации против инфекции COVID-19 в Могилевской области. Планом предусмотрены этапы вакцинации, охват профилактическими прививками (не менее 75% групп из числа работников организаций здравоохранения, работников сферы образования, работников соцзащиты и проживающих в учреждениях с круглосуточным пребыванием детей и взрослых, лиц старше 61 года, лиц с хроническими заболеваниями). Охват вакцинацией в трудовых коллективах предусмотрен в пределах 40-75%.
Всего в Могилевской области планируется привить 600657 человек, что составляет 60% от всего населения региона.
В первую очередь вакцинация предложена медицинским работникам, работникам учреждений социальной защиты и учреждений с круглосуточным пребыванием детей и взрослых, а также работникам учреждений образования. Также активно вакцинируются лица старше 60 лет и лица с хроническими заболеваниями.
В области вакцина Спутник V имеется в достаточном количестве в поликлиниках по месту жительства.
По состоянию на 12.07.2021г. в области вакцинацию против инфекции COVID-19 проходят более 119 тыс. человек (11,9% от населения области), в том числе завершили курс двумя дозами – более 70 тыс. человек (7%).
На сегодняшний день для вакцинации используется российская вакцина Гам-КОВИД-Вак (торговая марка Спутник V), разработанная Национальным исследовательским центром эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи Минздрава России.
Это комбинированная векторная вакцина для профилактики коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
Вакцина получена биотехнологическим методом, при котором не используется патогенный для человека коронавирус SARS-CoV-2.
Вакцина не содержит коронавирус, вызывающий COVID-19 (ни живой, ни убитый), поэтому заболеть из-за прививки невозможно.
Вакцина не содержит адъювантов, консервантов, содержащих этилртуть.
В вакцине Спутник V используется аденовирусный вектор (2 вида аденовируса серотипов 26 и 5). Технология разработки таких вакцин – не новая и уже достаточно изученная. Вакцины на основе аденовирусных векторов изучают с 1950х годов. Несколько десятков вакцин на основе аденовирусных векторов находятся на разных стадиях клинической разработки – это вакцины от вируса Эбола, ВИЧ, гриппа, туберкулеза и малярии. Аденовирусы сконструированы таким образом, чтобы сделать их безопасными и эффективными для использования в качестве вакцин, а также векторов для генной терапии и лечения рака. Аденовирусные векторы не способны размножаться в клетках человека.
Вакцина Спутник V прошла все необходимые испытания безопасности и эффективности. Данные опубликованы в авторитетном рецензируемом научном журнале The Lancet.
Результаты испытаний показывают устойчивый сильный защитный эффект во всех возрастных группах участников. Эффективность вакцины Гам-КОВИД-Вак против COVID-19 составила 91,6%, а против тяжелых форм болезни – на 100%. Важно понимать, что не существует 100% эффективных вакцин ни от одной инфекции. Но любая вакцина существенно снижает риски заболеть, особенно в тяжелой форме, и предотвращает летальные исходы.
Также вакцина Спутник V показала хорошую эффективность для лиц старше 60 лет. По опубликованным данным 3 фазы испытаний, в исследование были включены 2144 участника старше 60 лет (1611 в группе вакцинированных и 533 в группе плацебо). Эти участники хорошо переносили вакцину, серьезных побочных эффектов не выявлено. Эффективность вакцины в этой группе участников существенно не отличалась от эффективности в возрастной группе 18–60 лет.
В конце апреля производитель Спутника (Центр Гамалеи) выпустил заявление об ЭФФЕКТИВНОСТИ ВАКЦИНЫ «СПУТНИК V» в 97,6% ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА ДАННЫХ о заболеваемости коронавирусом 3,8 млн вакцинированных обоими компонентами россиян.
Согласно данным о вакцинации 3,8 млн россиян, полностью привитых обоими компонентами в период с 5 декабря 2020 года по 31 марта 2021 года в рамках программы массовой гражданской вакцинации, заболеваемость начиная с 35 дня с даты первого укола составила всего 0,027%. При этом заболеваемость среди невакцинированного взрослого населения за сопоставимый период с 35-го дня после запуска массовой гражданской вакцинации составила 1,1%.
Вакцина показала хороший профиль безопасности. Никаких серьезных нежелательных явлений, считающихся связанными с вакциной, зарегистрировано не было, что подтверждено независимым комитетом.
Какие противопоказания к вакцинации Спутником V?
Основное противопоказание к вакцинации Спутником V (как и к любым вакцинам) – это тяжелые аллергические реакции к какому-либо компоненту вакцины или вакцины, содержащей аналогичные компоненты, а так же тяжелые аллергические реакции в анамнезе.
Временным противопоказанием являются острые инфекционные и неинфекционные заболевания и обострение хронических заболеваний (вакцинацию проводят не ранее чем через 2-4 недели после выздоровления или ремиссии). А так же беременность, период грудного вскармливания и возраст до 18 лет.
Инструкция к вакцине не запрещает вакцинацию лиц, которые перенесли коронавирусную инфекцию ранее, но переболевшие COVID-19 могут отложить вакцинацию на 3-6 месяцев (независимо от тяжести течения инфекции).
Как проходит вакцинация?
Чтобы сделать прививку Гам-Ковид-вак, необходимо явиться в поликлинику дважды.
I этап. Введение первого компонента вакцины:
- осмотр врачом-специалистом (врач проведет общий осмотр, измерит температуру, предложит заполнить анкету о состоянии здоровья, возьмет согласие на прививку, проинформирует о возможных побочных реакциях и даст рекомендации о действиях после вакцинации);
- вакцинация (вакцина вводится сидя или лежа, строго внутримышечно в верхнюю треть плеча – в дельтовидную мышцу или бедро);
- наблюдение после процедуры в течение 30 мин (нужно оставаться в поликлинике в течение получаса после процедуры для своевременного оказания специализированной медицинской помощи в случае необходимости).
Первая доза вакцины не является защитой от инфицирования и заболевания COVID-19.
II этап. Введение второго компонента вакцины.
На 21 день (без учёта дня вакцинации) необходимо повторно явиться к врачу для введения второго компонента. Процедура проходит аналогично первому этапу вакцинации.
Какие побочные реакции могут возникнуть?
Вакцины - это лекарственные средства, не быть побочных эффектов у них не может. Наоборот чем длиннее список побочных эффектов - тем лучше изучена вакцина. Риск иметь тяжелую форму заболевания выше, чем риски возникновения побочных эффектов при вакцинации.
В большинстве случаев прививка переносится хорошо, побочные эффекты не наблюдаются. Нежелательные реакции могут развиваться в первые-вторые сутки после вакцинации и разрешаются в течение 3-х последующих дней.
Чаще других могут возникнуть кратковременные общие (непродолжительный гриппоподобный синдром, характеризующийся ознобом, повышением температуры тела, артралгией, миалгией, астенией, общим недомоганием, головной болью) и местные реакции (болезненность в месте инъекции, гиперемия, отечность).
Реже отмечаются тошнота, диспепсия, снижение аппетита, иногда - увеличение регионарных лимфоузлов.
Это нормальные реакции на введение иммунобиологического препарата и не обязательно, что они возникнут у каждого и все сразу. К их возникновению просто нужно быть готовым.
Нужно ли носить маску после вакцинации и придерживаться иных мер профилактики инфекции?
Иммунитет после прививки начинает формироваться не сразу, наиболее полная защита формируется через 1-2 недели после введения второго компонента. В то же время пока нет данных, предотвращает ли вакцинация бессимптомное носительство.
Чрезвычайно важно, чтобы до окончания пандемии все, кто пройдет вакцинацию, продолжали соблюдать социальное дистанцирование, т.е. использование средств защиты органов дыхания, мытье рук, и избегали мест с большим скоплением людей и другие.
Пока «коллективная защита» не сформирована и вирус активно циркулирует, сохраняется определенный риск заболевания привитых. Они могут заболеть в нетяжелой форме заболевания, продолжать вести активный образ жизни (ездить на работу, учебу, используя общественный транспорт и другое). Но при этом быть источниками инфекции для других людей, которые пока не успели получить вакцинацию. А также для тех людей, которые не смогут получить вакцинацию из-за своего заболевания (например, онкологических и других заболеваний не в стадии ремиссии).
Нам, привитым, необходимо позаботиться об этих людях до тех пор, пока «коллективная защита» не будет сформирована.
Нужно ли вакцинироваться переболевшим и тем, у кого есть антитела?
Наличие определенного количества вируснейтрализующих антител класса IgG к SARS-CoV-2 у переболевших не гарантирует защиту от повторного заражения уже через 3-6 месяцев после ранее перенесенной инфекции, поэтому вакцинация показана и данной категории населения. При этом введение вакцины позволит сформировать более стойкий иммунитет.
Риск повторного инфицирования в ближайшие 3-6 месяцев после болезни невысокий. По данным исследователей у большинства переболевших протективный иммунный ответ сохраняется в течение 90 дней после перенесенного заболевания. По истечении данного времени целесообразно запланировать вакцинацию.
У лиц, перенесших COVID-19, сохраняется риск повторного инфицирования. И если в первые несколько месяцев после перенесенной инфекции этот риск достаточно низкий, то в последующие месяцы он значительно увеличивается. Случаи повторного заболевания регистрируются, в том числе и в нашей стране.
Вакцинация может быть начата после полного выздоровления после перенесенной COVID-19. Если заболевание перенесено в среднетяжелой или тяжелой форме, то по решению врача прививку целесообразно провести через 1-4 недели после выздоровления. Но учитывая, что 3-6 месяцев постинфекционный иммунитет наиболее вероятно обеспечит защиту от повторного заболевания, можно отложить начало вакцинации на этот период.
Тем, кто перенес ранее COVID-19 также, как и тем, кто не сталкивался с возбудителем этой инфекции, необходимо делать прививки. Вакцинация обеспечит более длительную и полноценную защиту от последующего заражения. По данным, полученным в ходе 3-й стадии клинических испытаний вакцины Гам-КОВИД-Вак, установлено, что уровень вируснейтрализующих антител в 1,3-1,5 раза больше у тех, кто был вакцинирован, по сравнению с теми, кто перенес ранее инфекцию.
Вопрос №3.Оперативная обстановка с пожарами в области. Неосторожное обращение с огнем. Отопительный сезон. Электробезопасность
I. Оперативная обстановка в области
На территории Могилевской области проблема пожарной безопасности в жилом секторе в настоящее время остается актуальной, несмотря на принимаемые субъектами профилактики меры.
За 9 месяцев текущего года в Могилевской области произошло 597 пожаров, погибло 70 человек. Травмировано 36 человек. В результате пожаров уничтожено 136 строений, 35 единиц техники.
Основными причинами возникновения возгораний стали:
- неосторожное обращение с огнём – 203 пожара;
- нарушение правил устройства и эксплуатации отопительного оборудования и теплогенерирующих установок – 116 пожаров;
- нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования – 133 пожара;
- детская шалости с огнем – 8 пожаров.
II. Неосторожное обращение с огнем по-прежнему самая распространенная причина возгораний и гибели людей на пожарах. По этой причине погибло 53 человека, из них 41 при курении. Из 70 погибших 52 на момент возникновения пожара находились в состоянии алкогольного опьянения (74%).
Трагический исход определяют многие факторы. Но все же большинство возгораний происходит по одинаковому сценарию «выпил, закурил, заснул и больше не проснулся». Люди в состоянии алкогольного опьянения теряют контроль над своими действиями и поступками. И в итоге ставят под угрозу не только собственную жизнь, но и здоровье, и безопасность своих близких и соседей.
3 октября в 23-23 в ЦОУ Краснопольского РОЧС поступило сообщение о пожаре в квартире на 3 этаже жилого дома в д.Сидоровка Краснопольского района.
По прибытии к месту вызова из квартиры на 3 этаже шел дым. Со слов соседей, внутри находится человек., 1956 г.р., пенсионер, проживает один.
Работники МЧС на полу в кухне обнаружили и вынесли на свежий воздух хозяина квартиры. Бригадой скорой медицинской помощи мужчина госпитализирован в реанимационное отделение УЗ «Краснопольская центральная районная больница» с диагнозом «отравление продуктами горения», состояние тяжелое.
В результате пожара поврежден диван и постельные принадлежности, закопчено имущество в квартире.
Предполагаемая причина пожара - неосторожное обращение с огнем.
24 сентября в 08-40 в службу МЧС позвонила жительница д.Махово Могилевского района и сообщила о пожаре одноэтажного двухквартирного жилого дома по ул. Центральной.
Спасатели оперативно прибыли на место ЧС: горела квартира, принадлежащая 61-летнему пенсионеру. До прибытия подразделений МЧС местные жители Александр Борисевич и Михаил Машкарев эвакуировали пенсионера из задымленного жилья. С множественными ожогами в крайне тяжелом состоянии спасенный госпитализирован.
Спасатели оперативно ликвидировали пожар, не дав огню добраться до соседней квартиры. В результате произошедшего поврежден матрац и постельные принадлежности. Предполагаемая причина пожара – неосторожное обращение с огнем.
III. Отопительный сезон
Как только на улице холодает, спасатели фиксируют увеличение количества так называемых «печных» пожаров. Только в этом году в области зарегистрировано уже 116 таких пожаров, а впереди – зима.
Для того, чтобы безопасно греться, печь должна быть правильно сложена и иметь противопожарную разделку. Разделка – это расстояние от внутренней поверхности дымохода до горючих конструкций перекрытия. Если она отсутствует или меньше нормы, риск пожара велик. Печь должна иметь самостоятельный фундамент и не должна примыкать всей плоскостью стенок к деревянным конструкциям (необходимо оставлять между ними воздушный промежуток – отступку).
Но – это, как говорится, «идеальный вариант», а в жизни все по-другому. Хорошего печника найти сложно, не у всех есть возможность и желание вовремя отремонтировать печь, да и твердая уверенность хозяев частных домов в том, что «еще одну зиму перезимую», приводит к весьма плачевным последствиям – горят дома, горит имущество, погибают люди.
Жителям частного сектора за время, что осталось до наступления морозов, нужно успеть провести «ревизию» готовности жилья к зиме:
Прочистите дымоход. Ведь скопившаяся в нем сажа не только ухудшает тягу, но и может впоследствии стать причиной возгорания. Процедуру эту необходимо проводить не реже одного раза в три месяца.
Побелите дымоход. Печи, поверхности труб и стен, в которых проходят дымовые каналы, должны быть без трещин, а на чердаках – оштукатурены и побелены. Трещины в дымоходе – лазейки для открытого пламени на чердаке. Побеленный дымоход в пределах чердака всегда укажет на возможную проблему черной копотью.
Прибейте перед топкой к полу металлический лист размерами не менее 50х70 см. Подойдет цементная или плиточная основа. И даже несмотря на их наличие, не оставляйте открытыми топочные дверцы.
Не оставляйте без присмотра топящиеся печи и не поручайте надзор за ними детям. Горячую золу, шлак, уголь следует удалять в специально отведенное место, расположенное на расстоянии 15 метров от сгораемых строений, предварительно затушив водой, землей или песком.
Осторожности и соблюдения правил безопасности требует еще один источник тепла – бытовые котлы. Неграмотная эксплуатация котельного оборудования может повлечь разрушение не только котла, но даже и здания.
Чтобы избежать негативных последствий рекомендуется:
- очистить поверхности внутри котла и дымоходы от сажи. Выполнить при необходимости их ремонт;
- провести ревизию или заменить на исправную запорную и предохранительную арматуру;
- промыть систему отопления и заполнить её водой;
- убедиться в герметичности котла и системы отопления;
- теплоизолировать находящиеся на чердаке и в неотапливаемых помещениях трубопроводы и расширительный бак.
Если ваши родители или родственники проживают в частном жилом секторе, позаботьтесь об их безопасности: помогите привести в порядок печь, электропроводку, замените устаревшие электроприборы, почините розетки, установите в жилых комнатах автономные пожарные извещатели.
IV. Электробезопасность
В этом году на 28% увеличилось количество пожаров, произошедших из-за нарушения правил эксплуатации электрооборудования. По данной причине погибло 5 человек.
30 августа в 16-14 в МЧС поступило сообщение о задымлении в подъезде многоквартирного дома в д. Подгорье Могилевского района. По прибытии к месту вызова происходило горение внутри квартиры на первом этаже, создалось плотное задымление в подъезде. В результате пожара уничтожен диван и постельные принадлежности, закопчено имущество в квартире. Пострадавших нет.
Предполагаемая причина пожара – нарушение правил эксплуатации электросетей и электрооборудования (оставленное в сети зарядное устройство от мобильного телефона).
Во избежание огненных ЧС:
- не пользуйтесь самодельными удлинителями и электроприборами;
- не перегружайте электросеть. Чем меньше электроприборов работает одновременно, тем безопаснее. Следите за тем, чтобы вилки и розетки не нагревались, ведь это первый признак неисправности или перегрузки сети, что, соответственно, может привести к короткому замыканию;
- для исключения возгорания электроприборов из-за скачков и перепадов напряжения в сети пользуйтесь сетевыми фильтрами;
- не оставляйте без присмотра включенные электроприборы;
- регулярно удаляйте с задней стенки холодильника пыль;
- не используйте лампы накаливания без плафонов, не оборачивайте их бумагой и другими легковоспламеняющимися материалами;
- не применяйте для защиты электросетей и электрооборудования вместо автоматических предохранителей и калиброванных плавких вставок защиту не заводского (кустарного) изготовления (скрутки проволоки, «жучки» и др.).
- не оклеивайте и не окрашивайте электрические провода и кабели;
Перед использованием электроприборов внимательно изучите инструкцию по эксплуатации. Помните – электроприборы имеют свой срок годности, по истечению которого из домашних помощников они становятся потенциальными источниками опасности.
5 сентября 2021 в 20-57 в центр оперативного управления Могилевского городского отдела по ЧС поступило сообщение о сработке сигнализации и задымлении на 10-ом этаже 11-тиэтажного здания общежития в г. Могилеве по ул. Комсомольской.
По прибытии к месту вызова из окна 10-го этажа здания шел дым, администрацией общежития проводилась эвакуация жильцов. Здание общежития оборудовано автоматической пожарной сигнализацией и системой звукового и речевого оповещения о пожаре, а также системой передачи извещения о ЧС «Молния».
Сигнализация сработала, сообщение о пожаре поступило в сектор мониторинга системы «Молния» ЦОУ Могилевского областного УМЧС.
Комната расположена на десятом этаже. В результате пожара в комнате повреждена кровать, закопчены стены и потолок. Пострадавших нет. До прибытия подразделений МЧС из здания общежития по лестничным маршам самостоятельно эвакуировались 300 человек, в том числе 80 несовершеннолетних.
Предполагаемая причина пожара – нарушение правил эксплуатации электросетей и электрооборудования.
На особом контроле в осенне-зимний период – обогреватели. Именно эти электроприборы, особенно с открытыми спиралями, установленные в непосредственной близости от горючих материалов, становятся потенциальными источниками пожаров, а иногда и гибели людей. Электрообогреватели «кустарного» не заводского изготовления эксплуатировать запрещено и смертельно опасно!
ПОМНИТЕ! Каким бы современным не был ваш обогреватель, следите за его исправностью, не накрывайте его и не сушите на нем вещи, не оставляйте с работающим электроприбором детей и всегда выключайте из сети, даже если на короткое время уходите из дома. Обогреватель является очень мощным прибором, поэтому, используя его, нужно учитывать общую нагрузку на электросеть.
Чтобы избежать пожаров и гибели людей от них, МЧС напоминает:
• не курите в постели, особенно в состоянии алкогольного опьянения;
• следите за состоянием печного отопления и электропроводки, не оставляйте без присмотра печи и электробытовые приборы;
• соблюдайте правила эксплуатации печей, электрооборудования и газовых приборов;
• следите за детьми и их времяпровождением и не оставляйте спички в доступных для детей местах;
• не разводите костры вблизи строений;
• установите автономные пожарные извещатели.
В случае пожара звоните в МЧС по телефонным номерам 101 или 112.
Гриб Дмитрий Валерьевич, заместитель главного инженера по охране труда и промышленной безопасности доложил по вопросу о проведении в ноябре 2021 г. месячника промбезопасного труда в промышленных организациях Могилевской области и вопрос №4: ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
В период с 01.10.2021 по 29.10.2021 в соответствии с поручением председателя Могилевского областного исполнительного комитета от 28.09.2021 № 152-поручение проводится месячник безопасного труда в строительных организациях и на строительных площадках области (далее – месячник).
Проведение месячника обусловлено высоким уровнем производственного травматизма при производстве строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ (далее – строительных работ).
В 2020 году в организациях различных форм собственности Могилевской области в ходе строительных работ зарегистрировано 6 несчастных случаев со смертельным исходом и 11, приведших к тяжелым производственным травмам, в истекшем периоде 2021 года 1 и 8 соответственно.
При этом наиболее часто случаи происходят при выполнении земляных работ.
Так, 07.07.2020 произошел несчастный случай со смертельным исходом с монтажником санитарно-технических систем и оборудования частного предприятия «Водосистемы» (г. Бобруйск).
При выполнении работ по прокладке части системы канализации в выемке глубиной 4,5 м, разработанной работниками ГУКДСП «Кировская ПМК № 255», произошло обрушение грунта вместе с асфальтовым покрытием, которым был смертельно травмирован потерпевший.
Причинами данного несчастного случая явились:
1. Неудовлетворительная организация проведения строительно-монтажных работ на объекте, выразившаяся в:
не принятии мер по исключению нахождения и производства работ работниками субподрядной организации ЧСУП «Водосистемы» в траншее глубиной 4,51 метра с вертикальными стенками без их крепления;
допуске производства работ по устройству сети канализации без предварительного осмотра участка работ с целью обеспечения безопасного их выполнения, что привело к нахождению работающих в траншее глубиной 4,51 метра с вертикальными стенками без их крепления;
проведении работ по устройству сети канализации в траншее на глубине 4,51 метра без ознакомления работников, в том числе и потерпевшего, письменно под роспись до начала производства строительных работ с организационно-технологической документацией, содержащей решения по обеспечению безопасности труда по устройству инженерной инфраструктуры сети канализации;
некачественной разработке проекта производства работ (далее – ППР), в части не отражения в нем решений по безопасности труда, а именно, определения безопасной крутизны незакрепленных откосов траншеи с учетом нагрузок от машин и грунта; определения конструкции крепления стенок выемок; выбора типов машин, применяемых для разработки грунта, и мест их установки; дополнительных мероприятий по контролю и обеспечению устойчивости откосов в связи с сезонными изменениями;
2. Нарушение потерпевшим требований локальных правовых актов по охране труда, выразившееся в нахождении на рабочем месте и в рабочее время в состоянии алкогольного опьянения и спуске в траншею глубиной 4,51 метра с вертикальными стенками без их крепления;
3. Нарушение требований локального правового акта по охране труда другим работником, выразившееся в спуске в траншею глубиной 4,51 метра с вертикальными стенками без их крепления.
28.11.2020 на строительном объекте в городе Минске, при выполнении земляных работ в котловане глубиной 4,5 м, в результате обрушения грунта произошел групповой несчастный случай, в котором пострадало 3 работника ООО «СтандартИС» (г. Бобруйск), один из которых погиб.
Причинами данного несчастного случая определены:
допуск работающих к проведению земляных работ в выемке глубиной 4,5 метра с вертикальными стенками без их крепления;
не организация работы по выдаче наряда-допуска линейному руководителю работ (производителю работ), а именно, приказом руководителя не назначено должностное лицо, которое должно выдавать наряд-допуск линейному руководителю работ;
не ознакомление с нарядом-допуском на производство работ повышенной опасности на строительном объекте работников, выполняющих эти работы;
не ознакомление работающих до начала производства работ с проектом производства работ.
Нередко при проведении строительных работ работники погибают и травмируются в результате падения с высоты.
Так, 04.02.2021 произошел несчастный случай со смертельным исходом с гражданином, выполнявшим работу по договору подряда, заключенному с Обществом с ограниченной ответственностью «ПрофитГрад». Потерпевший, находясь на приставной металлической лестнице, на высоте более 1,3 м, производил работы по подшивке доской потолка пятого этажа с использованием шуруповерта. Прикручивая очередную доску, он упал с лестницы на бетонный пол.
Причинами данного несчастного случая определены:
нарушение потерпевшим требований локальных правовых актов, содержащих требования по охране труда, выразившееся в выполнении им работ с электрической машиной (шуруповертом) с приставной лестницы, без применения средств индивидуальной защиты (предохранительного пояса и защитной каски);
нарушение требований безопасности другим лицом, выразившееся в несообщении непосредственному руководителю работ или иному должностному лицу организации о ситуации, угрожающей жизни и здоровью потерпевшего, в связи с выполнением им работ с применением ручного электрифицированного инструмента с приставной лестницы, без применения защитной каски и предохранительного пояса.
В ряде случаев при проведении строительных работ причиной травматизма являются недостатки при организации эксплуатации строительной техники.
Так, 02.03.2020 произошел несчастный случай со смертельным исходом с монтажником наружных трубопроводов ОАО «Спецмонтажстрой - 179» (г. Могилев).
При производстве земляных работ на строительном объекте в г. Быхов экскаватор производил выборку грунта из выемки и погрузку его на автомобиль. В процессе работы экскаватор совершал периодические повороты платформой на 180 градусов, при этом задняя часть платформы при повороте проходила в непосредственной близости от двух железобетонных труб высотой 2,5 м, стоящих вертикально рядом друг с другом. Выбрав очередной ковш грунта, экскаватор начал поворачивать платформу. В этом момент между экскаватором и железобетонными трубами оказался потерпевший (монтажник наружных трубопроводов), который и был прижат поворачивающейся платформой экскаватора к ним.
Причинами данного несчастного случая определены:
производство машинистом экскаватора работ экскаватором без определения рабочей зоны экскаватора, границы опасной зоны, без установки знаков безопасности, предупредительных надписей и при нахождении работников, в том числе потерпевшего, в радиусе действия экскаватора плюс 5 м;
нарушение потерпевшим требований инструкции по охране труда, выразившееся в нахождении в радиусе действия экскаватора;
производство земляных работ в зонах действующих кабельных линий и газопровода не под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ, без выдачи наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ;
не определение рабочей зоны экскаватора и границы создаваемой им опасной зоны до начала работы, не выделение сигнальщика в связи с отсутствием у машиниста экскаватора достаточного обзора и не обозначение опасных зон, которые могли возникнуть во время работы экскаватора, знаками безопасности и (или) предупредительными надписями.
21.06.2021 произошел групповой несчастный случай с работниками филиала «Строительное управление № 53» открытого акционерного общества «Строительный трест № 17 ордена Трудового Красного Знамени», один из которых получил тяжелые травмы.
Работники филиала выполняли работы по установке лестничного марша в проектное положение с помощью башенного крана. В определенный момент монтируемый марш качнулся на стропах, и потерпевшие, потеряв равновесие, упали в образовавшийся проем.
Причинами данного несчастного случая определены:
применение для перемещения и установки в проектное положение лестничного марша двух строп канатных петлевых, а не специальных захватов, с нарушением схемы строповки;
нарушение стропальщиками требований локальных правовых актов по охране труда, выразившееся в обвязке и зацепке лестничного марша немаркированными съемными грузозахватными приспособлениями с отступлениями от схемы строповки, а также подаче сигнала машинисту крана (крановщику) о подъеме неправильно обвязанного лестничного марша в присутствии людей в опасной зоне производства работ;
нарушение машинистом крана (крановщиком) требований локальных правовых актов по охране труда, выразившееся в подъеме находящегося в неустойчивом положении лестничного марша;
нарушение каменщиком требований локальных правовых актов по охране труда, выразившееся в выполнении не порученной ему работы по установке лестничного марша в проектное положение без указания непосредственного руководителя.
Необходимо подчеркнуть, что требования безопасности при производстве строительных работ, в том числе земляных, предусмотрены Правилами по охране труда при выполнении строительных работ, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 31.05.2019 № 24/33 (далее – Правила).
Так, наряду с другими требованиями Правилами определено, что при наличии опасных и вредных производственных факторов безопасность земляных работ должна быть обеспечена выполнением содержащихся в организационно-технологической документации (проекте организации строительства (далее - ПОС), ППР и др.) следующих решений по безопасности труда: определение безопасной крутизны незакрепленных откосов котлованов и траншей (далее - выемки) с учетом нагрузок от машин и грунта; определение конструкции крепления стенок выемок; выбор типов машин, применяемых для разработки грунта, и мест их установки; дополнительные мероприятия по контролю и обеспечению устойчивости откосов в связи с сезонными изменениями; определение мест установки и типов ограждений выемок, а также лестниц для спуска работающих к месту производства работ.
Строительные машины в месте производства работ размещаются линейным руководителем работ, который до начала работы определяет рабочую зону машины и границы создаваемой ею опасной зоны. При этом должна быть обеспечена обзорность рабочей зоны с рабочего места машиниста, а также из других опасных зон. Если машинист строительной машины, управляющий машиной, не имеет достаточного обзора, ему выделяется сигнальщик.
Опасные зоны, которые возникают или могут возникнуть во время работы машины, обозначаются знаками безопасности и (или) предупредительными надписями.
При работе экскаватора не разрешается производить другие работы со стороны забоя и находиться работающим в радиусе действия экскаватора плюс 5 м.
Правилами определено, что отвалы грунта, машины, механизмы и другие нагрузки размещаются за пределами призмы обрушения грунта на расстоянии, установленном в ППР, но не менее 0,6 м.
Работы, связанные с необходимостью нахождения работающих в выемках с вертикальными стенками без креплений в нескальных и не замерзших грунтах выше уровня грунтовых вод и при отсутствии вблизи подземных сооружений, допускается производить при глубине этих выемок, не более 1 м в насыпных неслежавшихся и песчаных грунтах, 1,25 м – в супесях и 1,5 м – в суглинках и глинах.
Конструкция крепления вертикальных стенок выемок глубиной до 3 м, как правило, выполняется по типовым проектам, а при большей глубине, в том числе в сложных гидрогеологических условиях, крепление должно быть выполнено по индивидуальному проекту. Верхняя часть креплений должна выступать над бровкой выемки не менее чем на 0,15 м.
Крепления необходимо устанавливать в направлении сверху вниз по мере разработки выемки на глубину не более 0,5 м. Разборку креплений следует производить снизу вверх по мере обратной засыпки грунта, если другое не предусмотрено ППР.
Следует отметить, что при организации работ на высоте, в том числе с использованием средств подмащивания необходимо руководствоваться Правилами охраны труда при работе на высоте, утвержденными постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 52 (далее – Правила № 52).
При выполнении работ на высоте рабочие места и проходы к ним, расположенные на перекрытиях, покрытиях на высоте 1,3 м и более и на расстоянии менее 2 м от границы перепада по высоте, должны быть ограждены предохранительными или страховочными защитными ограждениями, а при расстоянии более 2 м - сигнальными ограждениями.
При невозможности применения защитных ограждений или в случае кратковременного периода нахождения работников допускается производство работ с применением предохранительного пояса.
Проемы в перекрытиях, предназначенные для монтажа оборудования, устройства лифтов, лестничных клеток и тому подобного, к которым возможен доступ людей, должны быть закрыты сплошным настилом или иметь ограждения.
При работе с приставной лестницы на высоте более 1,3 м следует применять предохранительный пояс, прикрепляемый к конструкции сооружения или к лестнице при условии ее закрепления к строительной или другой конструкции.
Следует отметить, что в настоящее время существуют различные специальные устройства: при выполнении земляных работ - траншейные крепи, которые служат для укрепления вертикальных стенок траншеи, котлована, шахты; при выполнении работ на высоте - защитно-уловительные системы.
С учетом изложенного Могилевское областное управление Департамента государственной инспекции труда в целях недопущения несчастных случаев на производстве считает необходимым следующее:
обеспечить выполнение строительных работ в строгом соответствии с требованиями Правил, Правил № 52 и организационно-технологической документации;
исключить случаи выполнения строительных работ без организационно-технологической документации (ПОС, ППР и др.), определяющей безопасные способы и приемы выполнения работ, предусматривающей мероприятия по предупреждению воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов;
при организации рабочих мест на высоте устанавливать на границах перепада по высоте защитные ограждения предохранительные или страховочные, а при расстоянии более 2 м – сигнальные. В случае невозможности установки ограждений работы производить с применением предохранительного пояса;
обеспечить соблюдение требований законодательства об охране труда при эксплуатации средств подмащивания и лестниц;
не допускать нахождения работников при производстве земляных работ в выемках, имеющих неукрепленные вертикальные стенки;
исключить нахождение работников в радиусе действия строительных машин плюс 5 м;
при размещении строительной машины определять ее рабочую зону и границы создаваемой ею опасной зоны, выделять сигнальщика в необходимых случаях;
отвалы грунта, машины, механизмы и другие нагрузки размещать за пределами призмы обрушения грунта на расстоянии, установленном в ППР, но не менее 0,6 м;
в случае нарушения должностными лицами, ответственными за безопасное проведение строительных работ требований Правил, Правил № 52 и организационно-технологической документации привлекать их к дисциплинарной ответственности и направлять на внеочередную проверку знаний по вопросам охраны труда.
Кроме того, обращаем внимание, что граждане (работники) могут информировать Могилевское областное управление Департамента государственной инспекции труда о фактах нарушений требований охраны труда по телефонам в г. Могилеве – 8(0222)763160, в г. Бобруйске – 8(0225)724908, в г.Кричеве – 8 (002241)64086.
Могилевское областное управление
Департамента государственной
инспекции труда Министерства труда и
социальной защиты Республики Беларусь
Свиногон Наталья Сергеевна, начальник отдела кадров разъяснила о том, что 12 октября 2021 года Президентом Республики Беларусь подписан Декрет № 6 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь», которым внесены изменения в Декрет Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций». О нововведении при приеме на работу и др.
В ходе встреч в цехах с работниками предприятия, поступали вопросы по вакцинации, по прохождению реабилитации и лечению после перенесенного заболевания. На все заданные вопросы были даны ответы.