1. Основные направления государственной политики в области информационной безопасности
Проинформировала главный редактор районной газеты Кричевская жизнь Мармузевич А.И.
Сегодня мы становимся свидетелями стремительной виртуализации политического пространства. Никого не удивляет активное использование методов манипулирования общественным мнением. Распространяется практика целенаправленного информационного давления, наносящего существенный ущерб национальным интересам. Соперничество, борьба за достижение и удержание информационного превосходства занимают ключевое место в мировой конкуренции. Информационное преимущество выступает важнейшей силой, способствующей перераспределению экономических, социальных и политических ресурсов.
Объектом неприкрытого информационного давления со стороны ряда западных стран и альянсов стала и Республика Беларусь. Уровень технологий, задействованных оппонентами белорусского государства в их попытках дестабилизировать наше общество, сменить конституционный строй, очень высок.
Глава государства А.Г.Лукашенко на встрече с активом местной вертикали 30 июля 2021 г. назвал причины развязанной против нашей страны гибридной войны: ”Наши ценности не вписываются в систему глобалистского мироустройства, потому что противоречат и мешают целям тех, кто в этой системе намерен доминировать. В отличие от нас, белорусов, как и большинства народов мира. Ведь что не нравится на самом деле, я бы даже сказал, раздражает, – то, что белорусы являются хранителями мира, христианских традиций и, скажем откровенно, здорового консерватизма. Что мы являемся образцом межнационального, межконфессионального и социального единства – всего того, что делает нас, как и любое другое государство, суверенными, независимыми. И особенно их раздражает то, что мы оказались сильнее технологий так называемых цветных революций“.
1. Информационное противоборство в XXI веке
Об информационно-психологических баталиях можно вести речь, начиная с середины XX века, когда в условиях ”холодной“ войны власти многих государств активизировали усилия по защите своих граждан от внешней дезинформации. В то время речь главным образом шла о достижении фактического доминирования государства в медийном пространстве за счет жесткого контроля над национальными СМИ и дискредитации любых структур, отражающих неправительственную точку зрения. Ситуация радикально изменилась с началом цифровой революции (рубеж 80-х – 90-х годов прошлого века), когда информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ) практически стерли государственные границы.
Сегодня сетью Интернет охвачено 2/3 населения планеты (63%). По данным Международного союза электросвязи, за десять лет количество пользователей ”Всемирной паутины“ выросло почти в два раза: с 2,2 млрд. в 2012 году до почти 5 млрд. в 2022 году. По прогнозам компании IoT Analytics, к 2025 году к Интернету будет подключено 75% всех устройств.
Как следствие, характерной чертой современных конфликтов стало сочетание традиционных методов вооруженного противоборства со стратегиями комбинированного воздействия. Одним из наиболее распространенных методов гибридной войны является массированное информационно-психологическое воздействие (информационная война).
Справочно. Информационная война – противоборство между государствами в информационном пространстве с целью нанесения ущерба информационным системам, процессам и ресурсам, критически важным и другим структурам, подрыва политической, экономической и социальной систем, массированной психологической обработки населения для дестабилизации общества и государства, а также принуждения правительства к принятию решений в интересах противоборствующей стороны.
”Информационное противоборство предшествует горячей войне и сопровождает любое военное противостояние“,– заявил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко (26 мая 2022 г., совещание по вопросам обеспечения военной безопасности).
Одним из элементов такого противостояния является создание и функционирование так называемых центров кибербезопасности НАТО. Формирование кибервойск ведется во всех сопредельных с Беларусью странах. Общие тренды в данной области задают США (кибернетическое командование их вооруженных сил насчитывает около 9 тыс. штатных сотрудников) и применение киберопераций в глобальном масштабе закрепляется в документах стратегического планирования.
В целом эти меры нацелены на обеспечение глобального доминирования Запада в киберпространстве, связаны с ущемлением интересов равноправия, конституционных основ и национальных ценностей других суверенных государств, а поэтому являются основным современным угрозообразующим фактором по отношению к их национальным информационным инфраструктурам.
Параллельно с этим в мире насчитывается порядка 1,9 тыс. хакерских группировок без национальной привязки, но стоящих на страже западных интересов. Хакеры в состоянии нанести обороноспособности противника существенный урон, не говоря уже об организованных группах ”компьютерных бойцов“. По оценкам Cybersecurity Ventures, на планете к 2025 году объемы финансовых потерь от киберпреступлений могут достичь 10,5 трлн. долл. США.
2. Технологии манипуляции общественным мнением
Повсеместное распространение ИКТ расширило перечень средств и методов воздействия на массовое сознание.
Это стало возможным в первую очередь за счет информационной перегрузки современного человечества. Не только простым людям, но даже авторитетным экспертам-аналитикам стало в разы сложнее оперировать нынешними объемами данных, ориентироваться в глобальных тенденциях, не говоря уже о выверенном прогнозировании грядущих социально-экономических процессов. В условиях информационного перенасыщения гражданам становится сложнее различать действительность и вымыслы. Не желая тратить время и силы на критический анализ сообщений и комментариев, многие люди зачастую идут по пути наименьшего сопротивления: предпочтение отдается той информации, которая соответствует мировоззрению читателя, телезрителя либо пользователя Сети. Таким образом, снижается значимость объективных фактов (т.н. феномен ”постправды“). Одновременно происходит уменьшение влияния на человека классических социальных институтов – государства, семьи, армии, церкви.
Грань между предложенной ”правдой“ и реальными событиями размывается. ”На Западе политику в принципе давно превратили в постановочное кино, шоу. Людей приучили к такому формату подачи информации, поэтому правда порой не интересна. Интересней фейк, шоу. Потому что красиво поставлен. Реальность порой скучна и не такая яркая, как вранье и фейки. И в этом главная проблема. В итоге мы видим: даже примитивно сфабрикованные сюжеты принимаются людьми на веру“, – отметил Глава государства А.Г.Лукашенко 31 мая 2022 г. на совещании по вопросу совершенствования информационной политики.
Справочно. Согласно данным Лиги безопасного интернета, озвученным 2 ноября 2022 г. на медиафоруме стран СНГ, ”ежедневные расходы на кампанию по распространению дезинформации против России и Беларуси составляют 25 млн. долл. США“.
Новейшие инструменты политического маркетинга способствуют созданию точного психологического портрета интернет-пользователя, что позволяет целенаправленно работать с небольшими социальными группами с применением политических технологий.
Значительные возможности для управления общественным мнением создает вмешательство в алгоритмы поиска и выдачи информации из сети Интернет.
Справочно. К примеру, в системах Google или Yandex 90% переходов на сайты происходит сразу с первой страницы поисковика (причем половина из них – с первых двух ссылок). Поэтому на первое место иногда ”случайно“ выводятся ссылки на ”нужные“ веб-ресурсы.
Влияние также оказывается через контекстную рекламу, которая навязывает пользователю деструктивную информацию в процессе чтения интернет-страниц или в ходе просмотра роликов на видеохостингах.
Таким образом, через информационное пространство фактически происходит вмешательство во внутренние дела государства.
Деструктивное информационно-психологическое воздействие преследует цель изменить мнения, побуждения, ценностные ориентации и действия людей в соответствии с интересами внешних сил.
Происходит размывание национального менталитета и идентичности, слом культурного кода общества. При помощи манипулирования массовым сознанием осуществляется дискредитация властных структур, формирование и реализация протестной активности, разжигание межнациональной и межконфессиональной вражды, вовлечение граждан в террористическую и экстремистскую деятельность. Результатом становится снижение темпов развития и разрушение государств, провоцирование крупномасштабных конфликтов между странами, этносами и конфессиями.
Искажение исторической правды, фальсификации истории и ”войн памяти“ является одним из инструментов в дестабилизации внутриполитических процессов, причем по сути направлено на обеспечение политического, морально-нравственного, духовного доминирования, общего превосходства, снижение порогов дозволенности во взаимоотношениях и ее оправдание вплоть до территориальных претензий.
Фактом информационно-психологического давления на нашу страну стало приостановление Международным паралимпийским комитетом членства Беларуси в организации. Наряду с прочим, это означает продолжение попыток ”раскачать“ белорусское общество, вызвать недовольство по отношению к собственному государству. В то время как белорусская сторона выполняет все требования Конвенции о правах инвалидов, со стороны Международного паралимпийского комитета осуществляется дискриминация белорусских спортсменов-инвалидов по национальному признаку и ущемляются их права на участие в международных спортивных соревнованиях.
3.Основные направления обеспечения информационной безопасности в Республике Беларусь
Состояние информационной сферы в Республике Беларусь характеризуется высоким уровнем доступа населения страны к массовой информации. Количество национальных средств массовой информации и интернет-ресурсов неуклонно увеличивается, формируется при участии государства и в негосударственном секторе.
Справочно. На 1 ноября 2022 г. в Мининформе зарегистрировано 1189 печатных СМИ (413 государственных, 776 – негосударственных); 195 телерадиовещательных СМИ (116 государственных и 79 негосударственных); 7 информационных агентств (2 государственных и 5 негосударственных); 39 сетевых изданий (31 государственное и 8 негосударственных).
В нашей стране ежегодно увеличиваются пропускная способность внешних каналов доступа в сеть Интернет, количество интернет-пользователей, абонентов сетей электросвязи.
Справочно. По данным Министерства связи и информатизации Республики Беларусь, с развитием сетей электросвязи в нашей стране постоянно растет процент доли населения, пользующегося Интернетом. На начало 2022 года данный показатель составил 86,9%.
Развивается информационное взаимодействие граждан, создаются сетевые сообщества для коммуникации, обмена информацией, общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов и др.
Основополагающим документом, определяющим государственную политику в области информационной безопасности, является Концепция информационной безопасности Республики Беларусь (далее – Концепция), утвержденная Постановлением Совета Безопасности Республики Беларусь №1 от 18 марта 2019 г.
Справочно. Согласно Концепции, информационная безопасность – состояние защищенности сбалансированных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в информационной сфере.
Целью обеспечения информационной безопасности является достижение и поддержание такого уровня защищенности информационной сферы, который обеспечивает реализацию национальных интересов Республики Беларусь и ее прогрессивное развитие.
Концепция разработана в целях предметной и всесторонней защиты национальных интересов в информационной сфере, определяемых Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь.
Серьезным шагом в защите белорусского информационного пространства стал ряд новаций, предусмотренных в Законе Республики Беларусь от 24 мая 2021 г. № 110-З «Об изменении законов по вопросам средств массовой информации», которые направлены на регулирование правоотношений в интернет-пространстве. Данные нововведения успешно работают и позволяют оперативно реагировать на различного рода вбросы.
Справочно. Всего с 01.01.2015 по 01.11.2022 в Беларуси приняты решения об ограничении доступа к 8025 интернет-ресурсам и их составным частям, в том числе за истекший период 2022 года – к 3002 интернет-ресурсам. В 2021 году отмечался резкий рост количества экстремистских материалов: в республиканский список экстремистских материалов за 2021 год Мининформом включено 684 материала на основании 420 решений судов.
МВД проводится активная информационная и правовая работа по снижению деструктивного влияния экстремистских интернет-ресурсов на сознание белорусского населения, недопущению реабилитации нацизма, введению ответственности по отдельным статьям административного и уголовного законодательства.
Справочно. В соответствии с постановлением Совета Министров от 12.10.2021 №575 «О мерах противодействия экстремизму и реабилитации нацизма» регламентирована работа по признанию экстремистскими формированиями и привлечению к уголовной ответственности их создателей и активных участников. По данным МВД, на сегодня таковыми признаны более 300 Telegram-каналов и чатов. При этом полностью прекращена деятельность более 160 деструктивных Telegram-каналов и чатов.
В 2021–2022 гг. по заявлениям МВД информационная продукция
778 Telegram-каналов (чатов) и иных интернет-ресурсов признана судами экстремистскими материалами.
В результате идеологической, информационной, нормотворческой и практической работы органов внутренних дел по снижению деструктивного влияния экстремистских интернет-ресурсов на сознание белорусского населения с осени 2021 г. по настоящее время зафиксировано более 500 тыс. отписок пользователей от основных экстремистских Telegram-каналов и чатов (всего их более 1 тыс., а количество подписчиков более 2 млн.), специализировавшихся на белорусской повестке.
В условиях возрастающего информационного давления на Республику Беларусь приоритетной задачей для редакций государственных СМИ является создание качественного и аргументированного контрпропагандистского контента.
Справочно. В эфире всех теле- и радиоканалов Белтелерадиокомпании, а также в сообществах в социальных сетях оперативно размещается информация официальных представителей государственных органов, госструктур и организаций, связанная с реагированием на распространение фейков и вбросов деструктивной информации.
Телеканал «ОНТ» запустил проект «Антифейк», созданы спецрубрики (например, «Будет дополнено»), реализуются авторские проекты «Марков. Ничего личного», «Полит STAND UP», «Пропаганда».
На телеканале «СТВ» опровержение фейковых новостей осуществляется в информационно-аналитической программе «Неделя», авторских проектах Г.Азаренка и Е.Пустового и др. Активно работают БелТА, «СБ. Беларусь сегодня», «Звязда», другие центральные издания.
Большая работа в данном направлении ведется региональными СМИ. Созданы специальные рубрики, проекты (в том числе в соцсетях): «Факты против фейков», «Развеиваем слухи», «Достоверно», «Актуально», «Стоп! Фейк!», «Антифейк», «Острый ракурс», «По слухам», «Фотофакт» и др.
4.Ситуация в сфере противодействия киберпреступности
в Республике Беларусь
Способы совершения киберпреступлений в Республике Беларусь постоянно видоизменяются и активно развиваются, что представляет определенную сложность в их раскрытии и расследовании. Актуальны следующие виды киберугроз в Республике Беларусь, с которыми могут столкнуться физические лица: вишинг (попытка мошенников обманом выведать у жертвы конфиденциальные сведения по телефону или в мессенджере), фишинг (преступник пытается получить у жертвы информацию с использованием специально созданного интернет-сайта), заражение вирусным и вредоносным программным обеспечением, сватинг (фальшивые сообщения о серьезных правонарушениях) и др.
В структуре криминогенной обстановки по-прежнему преобладают преступления, относящиеся к хищениям путем модификации компьютерной информации, по фактам несанкционированного доступа к компьютерной информации и заведомо ложные сообщения об опасности.
Справочно. Тематика компьютерных преступлений в отношении граждан и юридических лиц предметно освещалась в материалах к единому дню информирования населения в мае 2021 г.
По данным МВД, за январь – октябрь 2022 г. в сравнении с аналогичным периодом 2021 года отмечена положительная тенденция по сокращению количества зарегистрированных киберпреступлений с 13427 до 11 707 (-12,8%).
Число таких уголовно наказуемых деяний уменьшилось во всех регионах страны, за исключением г.Минска (+5,2%; с 3842 до 4042 киберпреступлений). Значительное сокращение киберпреступлений характерно для Могилевской (-30,5%), Гродненской (-27,0%) и Брестской (-20,7%) областей.
Число особо тяжких и тяжких киберпреступлений в республике также несколько снизилось с 426 до 307 (-27,9%), за исключением Гомельской области (+47,2%; с 36 до 53).
Удельный вес киберпреступлений от общего количества регистрируемых преступлений по республике в январе – октябре 2022 г. составил 16,1% (в 2021 году – 18,8%), что по-прежнему оказывает влияние на формирование общереспубликанской уголовной статистики.
Сумма установленного материального ущерба от совершения киберпреступлений составила в январе – октябре 2022 г. 4,1 млн. рублей
(в 2021 году – 741,7 тыс. рублей).
В целях устранения причин и условий, способствовавших совершению киберпреступлений, с начала текущего года сотрудниками подразделений органов внутренних дел внесено 1188 представлений.
Таким образом принимаемые правоохранительными органами организационные и практические меры позволили стабилизировать обстановку в стране в сфере противодействия киберпреступности.
2. Вопрос Гражданское общество в борьбе с коррупцией
Проинформировала Ж.Г. Холондырёва, юрисконсульт 1 категории юридического отдела, секретарь комиссии по противодействию коррупции ОАО «Кричевцементношифер».
Гражданское общество представляет собой систему независимых от государства общественно-политических институтов, которые участвуют в общественных отношениях (политических, правовых, культурных, идеологических и т.п.), и возникают в рамках реализации гражданами своих прав, свобод и законных интересов. Гражданское общество неразрывно связано с формированием и функционированием правового государства. В то же время данное общество рассматривается как структурно-организационный феномен, способный к саморегулированию и самоорганизации отдельных его членов с целью не только управления государством, но и противодействия коррупции.
В систему институтов гражданского общества обычно включаются следующие элементы:
органы местного самоуправления;
общественные объединения, профсоюзные движения;
политические партии;
коммерческие и некоммерческие организации;
негосударственные правоохранительные институты (например, добровольные дружины);
средства массовой информации.
Само по себе только наличие указанных институтов не позволяет говорить о функционировании полноценного развитого гражданского общества, поскольку если государство, обладая властными полномочиями, не позволяет внедряться в сферу своей деятельности гражданам, контролировать деятельность его механизмов, то таковое общество фактически декларативно.
В национальном законодательстве, в частности в Законе «О борьбе с коррупцией», определены формы участия граждан в борьбе с коррупцией. Общественный контроль в сфере борьбы с коррупцией осуществляется гражданами Республики Беларусь, организациями, в том числе общественными объединениями, в порядке, определенном законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
Деятельность граждан Республики Беларусь, организаций, в том числе общественных объединений, при осуществлении общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией может осуществляться в следующих формах:
участие в разработке и всенародном (общественном) обсуждении проектов нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией;
участие в деятельности созданных в государственных органах и организациях комиссий по противодействию коррупции;
иные формы такого участия, предусмотренные законодательными актами.
Деятельность представителей общественных объединений при осуществлении общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией также может реализовываться в следующих формах:
проведение общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией и направление соответствующих заключений в государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией;
участие в заседаниях коллегий государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, координационных совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией с правом совещательного голоса;
участие в подготовке проектов нормативных правовых актов, решений органов исполнительной власти и иных документов, затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций;
участие в проведении социологических опросов по вопросам противодействия коррупции (ст. 46 Закона «О борьбе с коррупцией»).
Конвенция ООН против коррупции обеспечивает целостный и системный подход к решению проблемы коррупции в государственном и частном секторах экономики, признавая значение как профилактики коррупции, так и юридической ответственности. Конвенция открывает и новые перспективы для гражданского общества, поскольку призывает к участию граждан в совершенствовании механизмов подотчетности, подчеркивая значение доступа граждан к информации в сфере коррупции. В рамках ст. 13 Конвенции определено, что «каждое государство-участник принимает надлежащие меры в пределах своих возможностей и в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства для содействия активному участию отдельных лиц и групп за пределами публичного сектора, таких как гражданское общество, неправительственные организации и организации, функционирующие на базе общин, в предупреждении коррупции и борьбе с ней и для углубления понимания обществом факта существования, причин и опасного характера коррупции, а также создаваемых ею угроз». При этом формы активизации гражданского общества связаны со следующими основными направлениями:
усиление прозрачности и содействие вовлечению населения в процессы принятия решений;
обеспечение эффективного доступа населения к информации;
проведение мероприятий по информированию населения, способствующих созданию атмосферы нетерпимости в отношении коррупции, а также осуществление программ публичного образования, включая учебные программы в школах и университетах;
уважение, поощрение и защита свободы поиска, получения, опубликования и распространения информации о коррупции.
Учитывая указанные выше направления активизации и координации общественных формирований против коррупции в августе 2006 года создана и успешно функционирует Коалиция КООНПК: Всемирная сеть организаций гражданского общества в поддержку Конвенции ООН против коррупции (далее – коалиция). В настоящее время коалиция объединяет более 350 организаций гражданского общества (далее – ОГО) из более чем 100 стран мира, которые ставят своей целью продвижение, ратификацию, осуществление Конвенции ООН против коррупции и мониторинг за ходом ее выполнения, в том числе с участием гражданских формирований.
В целях содействия сотрудничеству между ОГО, облегчения идентификации партнеров, присоединения к сети членов гражданского общества коалиция запустила региональные платформы борьбы с коррупцией (африканская, Юго-Восточная Европа, Юго-Восточная Азия).На этих платформах заинтересованные в мониторинге и содействии коалиции ОГО могут повысить их влияние за счет обмена опытом и методологиями мониторинга коррупции, создания партнерских связей и обмена информацией о состоянии обзоров.
В современных реалиях развивающегося мирового пространства, трансформации демократических институтов в обществе объективно изменяются и отношения граждан (общественных организаций, СМИ, профсоюзных движений) и иных элементов гражданского общества с правительством (государством).
В связи с этим и в нашем государстве придается особое внимание работе с гражданами в рамках разрешения различных административных процедур, обращений, функционирования независимых СМИ в интернет-пространстве и т.п. Рассмотрим некоторые формы реализации своих правомочий гражданским обществом.
Участие граждан в управлении государством. Согласно положению Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» субъектами нормотворческой инициативы являются, в том числе, и граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50тыс. человек. Правом законодательной инициативы по вопросу об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь обладают Президент Республики Беларусь или не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.
Обращения граждан. Законодательством предусмотрено право граждан, юридических лиц на обращение в государственные органы, реализация которого регулируется Законом «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон). В частности, граждане Республики Беларусь имеют право на обращение в организации путем подачи письменных, электронных или устных обращений, а также путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений индивидуальных предпринимателей (ст. 3 Закона). Онлайновые платформы, такие как Petitions.by или 115.бел, позволяют упрощать и ускорять документооборот, что способствует более широкому обсуждению общественно-значимых проблем, в том числе связанных с коррупцией. Тем самым имеет место и оперативное реагирование гражданского общества на возникающие риски коррупционного характера или неразрешенные конфликты интересов.
Примером такого активного участия может стать обращение гражданина Республики Беларусь в Министерство финансов с предложением «для борьбы с коррупцией и нецелевым расходованием бюджетных средств создать документооборот и расчет на основе смарт-контрактов на технологии блокчейн. Тем самым исключая человеческий фактор по распределению средств и выборе подрядчика услуги или поставщика материалов». Другой пример обращения в Администрацию Президента связан с материальным стимулированием выявления взяточников среди чиновников (https://petitions.by/petitions/1137).
Свобода слова. Согласно ст. 33 Конституции Республики Беларусь каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами не допускается. Недопустимость незаконного ограничения свободы массовой информации (ст.7 Закона «О средствах массовой информации») реализуется посредством запрета осуществления цензуры массовой информации, приостановления или прекращения выпуска средства массовой информации с нарушением требований действующего законодательства, принуждения журналиста средства массовой информации к распространению либо отказу от распространения информации и т.п.
Примером такого активного обсуждения антикоррупционной кампании, которая проводится в Республике Беларусь, является ее освещение в СМИ и сети Интернет.
Кроме того, участие общественных объединений, партий, профессиональных союзов, общественных движений и фондов также направлено на противодействие коррупции в белорусском обществе. Например, Объединенная гражданская партия является либерально-консервативной партией, которая считает, что главной ценностью любого государства является человек с его интересами, желаниями и потребностями. Права и свободы человека имеют приоритет перед интересами государства, которое должно обеспечить и гарантировать участие граждан в управлении государством непосредственно или через своих представителей, а также контролировать деятельность государственных органов. Обсуждения и гражданские инициативы данной партии нередко посвящены вопросам противодействия коррупции, вскрытия фактов коррумпированности чиновников и привлечения последних к ответственности. По данным мировых экспертов, в 2022 г. Республика Беларусь по уровню динамики развития информационно-коммуникационных технологий занимает 58-е место из 193 стран в Индексе развития электронного правительства (E-Government Development Index).
На данный момент с учетом возможностей и готовности общества в Республике Беларусь внедрять электронные средства коммуникации е-демократия может применять различные технологии, направленные на повышение транспарентности (прозрачности) политического процесса, на активизацию и участие граждан в процессах принятия политических решений, включая антикоррупционные вопросы, на совершенствование качества формирования общественной среды путем открытия нового пространства для информации и обсуждения. Для этих целей могут использоваться самые разные инструменты, такие как е-доступ к данным, е-консультации с различными уполномоченными субъектами, е-петиции, е-голосования, е-форумы. Эти информационные технологии имеют связь с сетью Интернет, где в свободном пространстве могут открываться и дискуссии, и голосования, и обсуждения.
Таким образом, в Республике Беларусь сложилась определенная система общественных институтов, позволяющих говорить о наличии и функционировании гражданского общества как одного из элементов противодействия коррупции.
Материал подготовлен управлением внутренних дел Могилевского областного исполнительного комитета.
Проинформировала Заместитель генерального директора по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам Ж.В. Кустрей
За 11 месяцев текущего года в Могилевской области произошел 651 пожар (в 2021 году – 724), погибло 72 человека (в 2021 году – 94 человека), в том числе 1 ребенок. Пострадал 51 человек, в том числе 3 ребенка. В результате пожаров уничтожено 127 строений, 40 единиц техники, 326 тонн грубых кормов.
Основными причинами возникновения возгораний стали:
неосторожное обращение с огнём – 234 пожара (в 2021 – 252 пожара);
нарушение правил устройства и эксплуатации отопительного оборудования – 124 пожара (в 2021 – 153 пожара);
нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования – 167 пожаров (в 2021 – 195 пожаров);
детская шалости с огнем – 14 пожаров (в 2021 – 13 пожаров);
нарушение правил эксплуатации газовых устройств – 6 пожаров (в 2021 – 10 пожаров).
В жилом фонде произошло 522 пожара (в 2021 – 609 пожаров).
Основная категория погибших – пенсионеры (40%) и неработающие (35% из общего числа погибших).
В сельской местности произошло 337 пожаров, погибло 42 человека.
I. Работники Научно-исследовательского института пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций МЧС Республики Беларусь, проанализировав данные по пожарам за последние пять лет, составили обобщенный портрет погибшего. Это мужчина в возрасте 45-70 лет, который проживает в сельской местности. Он либо пенсионер, либо неработающий, но трудоспособный человек. Условия, при которых мужчина погибает, – сон и (или) состояние алкогольного опьянения. В 83% роковую роль сыграла непотушенная сигарета.Время трагедии: промежуток между 19-00 и 6-00 следующего дня, когда люди либо отдыхают, как правило, отдых сопровождается распитием алкоголя, либо спят. Если рассматривать ситуацию в разрезе года, то это период с октября по март, что объясняется объективными причинами: активно топятся печи, в усиленном режиме эксплуатируется электроэнергия, время проводится преимущественно дома из-за не самой комфортной погоды.
Пример: 21 ноября жертвами огня стали братья, жители д. Любоничи Шкловского района. Местные жители уже спали, когда в доме около часа ночи начался пожар. Поэтому горение обнаружили, когда стал трещать шифер и пламя полностью охватило жилье. В ходе ликвидации пожара спасателями в жилой комнате без признаков жизни были обнаружены хозяин, 1965 г.р. (проживал один, нигде не работал), и его старший брат, 1963 г.р. (проживал с сожительницей, не работал). Огонь практически дотла испепелил жилье.
Пример: 25 ноября в 13-16 соседи сообщили спасателям о пожаре частного жилого дома в агрогородке Обидовичи Быховского района.
По прибытии к месту вызова происходило открытое горение кровли дома и веранды, наблюдалось плотное задымление внутри дома. Работниками МЧС в комнате без признаков жизни был обнаружен 63-летний сожитель хозяйки жилья. Со слов соседей погибший накануне пожара покупал в магазине спиртное. В результате произошедшего уничтожена кровля, веранда, повреждено перекрытие и имущество в доме.
Нередко заложниками ситуаций, в которые их заводят ведущие асоциальный образ жизни люди, становятся близкие, соседи.
Пример: Серьезной опасности 5 декабря подверг свою жизнь и жизнь соседей 43-летний могилевчанин, любитель курения в постели. Из-за незатушенной сигареты около полуночи в его двухкомнатной квартире на первом этаже пятиэтажного жилого дома по пер. 1-ому Южному начался пожар. Когда подразделения МЧС прибыли к месту вызова из окна квартиры шел дым, сам хозяин находился на балконе. Спасатели оперативно укротили стихию. В результате произошедшего уничтожен диван, повреждено имущество, закопчены стены и потолок. Хозяина с диагнозом «отравление продуктами горения» госпитализировали.
Пример: Благодаря смелости и неравнодушию хрупкой женщины удалось избежать трагедии. Так, 16 ноября около 4 часов дня, находясь в гостях у матери в д. Медведовка Горецкого района, 58-летняя минчанка увидела, как из окон соседнего дома просачивается дым и поспешила на помощь. В задымленном помещении на полу она обнаружила и вытащила на улицу 65-летнего местного жителя. Спасенный госпитализирован. Дом, в котором произошло возгорание, не жилой, хозяин умер 5 лет назад, и его сын периодически наведывался в жилье для распития спиртного. Вот и в этот день, без алкоголя и сигарет его времяпрепровождение не обошлось, и, если бы на помощь не пришла соседка, последствия у этого пожара могли бы быть куда более плачевными.
Неосторожное обращение с огнём – это самая распространенная причина возникновения пожаров, большинство из которых возникает по вине людей, проявляющих беспечность и халатное отношение к вопросам пожарной безопасности.
Пример: 21 ноября около двух часов дня 61-летняя могилевчанка, проживающая в двухкомнатной квартире пятиэтажного жилого дома по ул. Сурганова, при приготовлении обеда, отлучилась из кухни в соседнюю комнату для телефонного разговора, а по возвращению застала горящее масло на сковороде и горящее белье, которое сушилось над газовой плитой. Пенсионерка попыталась водой справиться с пожаром, чем только спровоцировала усиление пожара. В результате пожара в кухне уничтожено имущество, закопчены стены и потолок в квартире.
Анализируя этот пожар, можно сделать вывод, что хозяйка нарушила 3 правила пожарной безопасности: сушила над плитой вещи, оставила без присмотра готовящуюся еду и попыталась ликвидировать горение масла на сковороде водой.
Горящее масло нельзя тушить водой, потому чтомасло легче воды и в ней не растворяется. Вода сразу уйдет на дно, а там быстро нагреется и начнет сильно испаряться, от чего масло начнет брызгать во все стороны, распространяя огонь по кухне и человек рискует получить серьезные ожоги, так как столб огня на глазах вырастет в 2-3 раза и может стать причиной возгорания занавесок, мебели, потолочного покрытия.
Если на вашей кухне вспыхнул масляный пожар, самое первое, что нужно сделать – выключить плиту, а затем накрыть сковороду крышкой, подойдет также железный противень. Без доступа кислорода огонь самостоятельно погаснет. Кроме того, масляный пожар можно засыпать содой – она поглощает кислород. Подойдет и земля из цветочного горшка. А лучше и безопаснее всего, при приготовлении еды неотлучно следить за процессом готовки, отложив другие дела и телефонные разговоры на потом.
II. Второе место в рейтинге пожаров уверенно удерживают пожары, произошедшие из-за нарушения правил пожарной безопасности при устройстве и эксплуатации электрооборудования.
Пример: 13 ноября около полуночи в учреждение здравоохранения Могилева с термическими ожогами 40 % тела была госпитализирована 58-летняя могилевчанка. Ожоги женщина получила, находясь по месту жительства: в двухкомнатной квартире двухэтажного жилого дома по ул. Славгородское шоссе в Могилеве. В ходе предварительной проверки было установлено, что около 22-00 часов в результате короткого замыкания музыкальной колонки в комнате загорелся тюль, огонь перебросился на постельные принадлежности кровати, на которой спала пострадавшая. Горение подручными средствами ликвидировала дочь пострадавшей.
Пример: Совсем не добрым выдалось утро 18 ноября для 49-летнего жителя Шклова и его семьи, проживающих в частном жилом доме по ул. Строительной. Около 7 часов утра из-за короткого замыкания зарядного устройства для фонарика в доме начался пожар. Жилье стало наполняться едким дымом. Хозяин вызвал спасателей. Домочадцы не пострадали, а вот жилью причинен значительный материальный ущерб: повреждено имущество, закопчены стены, потолок и перекрытие.
Пример: 2 декабря около 10 часов вечера спасатели выезжали на ликвидацию возгорания стиральной машины, произошедшего в однокомнатной квартире девятиэтажного жилого дома по ул. Габровской в Могилеве. До прибытия подразделений МЧС соседи самостоятельно ликвидировали горение, не дав огню причинить вред 78-летней хозяйке квартиры, которая, являясь инвалидом, не может передвигаться самостоятельно. В результате пожара в ванной комнате повреждена стиральная машина, закопчены стены и имущество в ванной.
Во избежание пожаров:
1.Приучите себя, уходя из дома или укладываясь спать, выключать электроприборы из сети. В неработающих, но включенных в розетку электроприборах многие узлы находятся под напряжением, и от перегрева или замыкания они могут загореться в любой момент.
2.Перегружать электросеть – не лучшее решение: чем меньше электроприборов работает одновременно, тем безопаснее.
3.Не пользуйтесь самодельными удлинителями и электроприборами. Следите за тем, чтобы вилки и розетки не нагревались, ведь это первый признак неисправности или перегрузки сети, что, соответственно, может привести к короткому замыканию. Для исключения возгорания электроприборов из-за скачков и перепадов напряжения в сети пользуйтесь сетевыми фильтрами.
4.Не применяйте для защиты электросетей и электрооборудования вместо автоматических предохранителей и калиброванных плавких вставок защиту не заводского (кустарного) изготовления (скрутки проволоки, «жучки» и др.).
5.Техника не служит веками. По истечению срока эксплуатации, указанной в инструкции, электроприборы из домашних помощников превращаются в потенциальные источники опасности.
III. С приходом холодов «во главу угла» стала проблема безопасности при устройстве и эксплуатации отопительного оборудования и теплогенерирующих установок.
Во избежание ЧС при печном отоплении:
Прочистите и побелите дымоход. Скопившаяся в дымоходе сажа не только ухудшает тягу, но и может стать причиной возгорания. Побеленный дымоход в пределах чердака всегда укажет навозможную печную проблемучерной копотью.
Прибейте перед топкой к полу металлический лист. Подойдет цементная или плиточная основа. И даже несмотря на их наличие, не оставляйте открытыми топочные дверцы.
Не перекаливайте печь. При сильных морозах, печь безопаснее протапливать дважды в сутки, с некоторым интервалом. В процессе топки контролируйте температуру поверхности печи. В случае, когда при контакте ладони с поверхностью печи появляются болевые ощущения, прекращайте топку.
Опасно сушить и складировать на печах и около печей топливо, одежду и другие горючие вещества и материалы. Не применяйте для розжига бензин, керосин или другие легковоспламеняющиеся жидкости.
Не оставляйте без присмотра топящиеся печи и не поручайте надзор за ними детям. Минимум за 2 часа до сна прекращайте топку печи.
Внимания требует устройство и эксплуатация котельного оборудования, неграмотная эксплуатация которого может повлечь разрушение не только котла, но даже и здания.
Во избежание нежелательных последствий:
Очистите поверхности внутри котла и дымоходы от сажи. Выполните при необходимости их ремонт.
Промойте систему отопления и заполните её водой.
Убедитесь в герметичности котла и системы отопления.
Теплоизолируйте находящиеся на чердаке и в неотапливаемых помещениях трубопроводы и расширительный бак.
Проведите осмотр оголовков дымоходов и убедитесь в отсутствии их обмерзания и закупорки.
До начала розжига котла откройте линию подпитки системы отопления и контрольную линию заполнения расширительного бака. Убедитесь, что давление по манометру, установленному на котле, не растет.
Замерзшие системы отопления можно отогревать при помощи горячего песка, воды, специальным прибором. А вот использовать открытый огонь запрещено.
Если Ваш котел нуждается в ремонте или Вы сомневаетесь в правильности его устройства, пока не поздно, устраните неполадки. Это дешевле, чем заново отстраивать дом.
IV. Наряду с печной проблемой с приходом календарной зимы стала актуальна и безопасность на водоемах. Тонкий лед не останавливает заядлых рыбаков в желании порыбачить, что приводит к трагедии.
Пример: Вечером 27ноября поступило сообщение обисчезновении трех жителей агрогородка Дворище Дзержинского района Минской области. Родственники рассказали, что мужчины ушли рыбачить наместный водоем иневернулись. Знакомый выехал напоиски иобнаружил лежащие рыболовные снасти, авполынье– торчащий сапог. Утонувших рыбаков обнаружили буквально в пяти метрах от берега. Попредварительной информации, рыбаки употребляли спиртное.
Пример: Утром 26 ноября житель д. Гронов Чериковского района отправился на рыбалку, с которой больше не вернулся. Тревогу на следующий день забил его брат. В ходе обследования береговой линии р. Сож сотрудниками РОВД были обнаружены рыбацкие снасти, рыбацкий стул и два пролома во льду возле него. Из воды утонувшего рыбака извлекли сотрудники ОСВОД.
Необходимо помнить, что лед голубого цвета прочный. Белого цвета – выдерживает тяжесть в два раза меньше. А появился серый или желтоватый оттенок – ненадежен и крайне опасен. Выход на неокрепший лед толщиной менее 7 сантиметров представляет серьезную угрозу для жизни человека – достаточно провести 15 минут в холодной воде, чтобы последствия стали необратимыми.
Бывает, начало зимы сопровождается частым прохождением циклонов,выпадают осадки в виде дождя или мокрого снега, и лед намерзает внесколько этапов в короткие морозные просветы между погоднымифронтами. При этом его толщина нарастает как снизу, так и сверху за счетсмерзания выпавшего снега или находящейся на его поверхности воды.Такой лед получается мутным, многослойным и следует иметь в виду,чтоон примерно в два раза слабее прозрачного льда. Особую осторожность на льду необходимо соблюдать в период оттепелей, когда даже зимний лед теряет свою прочность.
Во всех случаях, прежде чем сойти с берега на лед, необходимо внимательно осмотреться, наметить маршрут движения и возможного возвращения на берег. Следует остерегаться мест, где лед запорошен снегом, под снегом лед нарастает медленнее. Бывает так, что по всему водоему толщина открытого льда более 10 см, а под снегом – 3 см. В местах, где быстрое течение, вблизи выступающих на поверхность кустов, осоки, травы, где имеются родники или ручей впадает в водоем, образуются промоины, проталины или полыньи. Здесь вода покрывается очень тонким льдом. Особо опасны места сброса в водоемы промышленных сточных вод, растопленного снега с улиц города, насыщенного разного рода реагентами. В таких местах вода практически не замерзает всю зиму.
Необходимо соблюдать правила поведения на льду:
Не следует спускаться на лед в незнакомых местах, особенно с обрывов.
Лучше всего идти по проложенной тропе.
Не ступайте на лед, не определив его прочности.
Не проверяйте прочность льда ударами ноги.
Двигаясь по льду, проверяйте его прочность пешней или палкой.
Опасно выходить на лед в оттепель!
Не выходите на лед в темное время суток и при плохой видимости.
Двигаться по льду надо осторожно, внимательно следить за его поверхностью, обходить опасные и подозрительные места.
Следует остерегаться площадок, покрытых толстым слоем снега: под снегом лед всегда тоньше, чем на открытом месте.
Не собирайтесь большими группами – лед может провалиться на значительной площади.
При движении группой соблюдайте дистанцию – 5-6 метров.
Необходимо иметь при себе индивидуальные средства спасения: (спасательный жилет, веревка длинною не менее 10 метров с грузом на одном конце и петлей на другом, штыри-самоспасы).
Помните, что дети особенно уязвимы, оказавшись в водоеме в таких условиях: порог сопротивляемости детского организма еще более низок, ребенок быстро переохлаждается в воде и быстро устает.
Нельзя усиленно растирать конечности, так как приток холодной крови от рук и ног может остановить сердце.
Потом надо укутать спасенного одеялом, ватником, любой имеющейся под рукой сухой одеждой.
V. Приближаются рождественские и новогодние праздники.
Ни один Новогодний праздник не обходится без главной «виновницы» торжества – елки. Не забывайте, что даже самое маленькое возгорание на елке может обернуться пожаром. Для того чтобы этого не произошло, придерживайтесь простых правил:
Если Вы решили ставить в доме «живую» елку – не забывайте своевременно убирать осыпающееся иголки, так как они имеют свойство загораться от малейшей искры.
Если Вы предпочитаете искусственную ель, при покупке не поленитесь ознакомиться с сертификатом качества новогодней красавицы.
Уберите ковровые покрытия из помещения, где будет стоять ель.
Поскольку дети очень любят елочные игрушки, установите зеленую гостью прочно, чтобы ребенок или домашний питомец не смогли ее опрокинуть.
Елка должна стоять подальше от отопительных приборов, телевизора, батарей.
Ель должна быть украшена только качественными игрушками и гирляндами заводского производства. Не следует украшать ватой, бумажными игрушками, свечами, ведь они создают опасную ситуацию.
Ни в коем случае не оставляйте елку с включенной гирляндой без присмотра, выключайте ее перед сном и выходя из дома.
Возле ели нельзя зажигать бенгальские огни и пользоваться хлопушками.
Если же все-таки что-то загорится, необходимо сразу же позвонить по телефону 101 или 112, а затем приступить к ликвидации пожара, при этом главное – сохранять хладнокровие и спокойствие. Прежде всего, отключите электропитание гирлянды. Синтетическую елку водой не тушат – лучше накрыть ее плотной тканью (предварительно опрокинув на пол), а когда пламя потухнет, вынести на балкон и сразу же тщательно проветрить помещение (при возгорании таких полимеров выделяются отравляющие вещества). Елку натуральную можно тушить всеми подручными средствами, включая воду (при этом гирлянды обязательно должны быть отключены от розетки!). Главное – не переоцените свои силы, если становится опасно – эвакуируйтесь и ждите приезда спасателей в безопасном месте.
Материал подготовлен Могилевским областным управлением МЧС Республики Беларусь и Могилёвской областной организацией РГОО ОСВОД
Заместитель генерального директора по
идеологической работе, кадрам и социальным вопросам
ОАО «Кричевцементношифер» Ж.В. Кустрей